Долой пафос с иркутских улиц

О роли памятников в жизни города рассуждает известный архитектор, член правления Союза архитекторов Иркутска Александр Колесников:

Уже четвертый год по городам Европы и Америки шествует парад памятников коровам. В Нью-Йорке недавно был открыт памятник "Идущие в небеса", а в Лондоне — памятник Хичкоку в виде огромной головы... Эти идеи подхватили и российские скульпторы. Так, например, в Санкт-Петербурге огромной популярностью пользуется бронзовый чижик-пыжик на Фонтанке. В соседнем Ангарске планируют поставить памятник сурку. Так как именно ангарские мастера прославились изготовлением шапок из меха этого животного. Казалось бы, и в Иркутске есть много вещей и явлений, достойных воплощения в граните или бронзе. Почему бы, к примеру, не увековечить сибирский пельмень, или омулевую бочку, или того самого бродягу, который к Байкалу подходит. Но, к сожалению, у нас в Иркутске это не принято.

— Я считаю, что в смутное время памятники историческим личностям, наверное, неуместны. Поясню на примере памятника императору Александру III. За сто лет наше отношение к Александру III и вообще ко всему, что происходило, изменилось. А обелиск, установленный в советские годы на месте императора, успел стать значимым элементом города.
С этим обелиском у многих иркутян были связаны значительные события в жизни, здесь любили фотографироваться молодожены. Собирались молодые люди. Мамы гуляли с детьми. Обелиск органично вошел в сознание горожан. Он создавал свою особую энергетику, настроение. Существовали даже выражения "шпиль", "у шпиля". Это была целая эпоха в жизни города. Теперь стоит какой-то дядька в шароварах, и он совершенно другие эмоции и чувства вызывает. Согласитесь, теперь и народу вокруг стало поменьше.
Процедура принятия решения об установке памятника в нашем городе очень несовершенна. Обязательно должен быть конкурс, чтобы общественность действительно имела возможность выбрать лучший проект, а не так, как теперь: вот вам скульптура — радуйтесь.
А что касается, "антипафосного" направления в монументальном искусстве, то примеров в мире очень много: Русалочка в Копенгагене, писающий мальчик в Брюсселе. Мне, честно говоря, понравился примус на Патриарших прудах в Москве. Сама идея понравилась — поставить знак, отличающий это место, наполненное особой энергетикой.
И еще. Меня как архитектора волнует, что все памятники у нас стремятся поставить в центре города, чтобы они притягивали все внимание на себя. Однако великое творение Микеланджело статуя Давида стоит не в центре площади, а у стены. С точки зрения архитектуры это гениальное решение, потому что на этом фоне белоснежная статуя выглядит безукоризненно. И вообще, лучшие образцы искусства никогда не были наполнены амбициями автора, общества, заказчика. Они были наполнены чувствами. Но мы, наверное, не скоро дорастем до понимания этого.

Метки:
baikalpress_id:  1 922