Ворон над городом

Ангарчанин Андрей Сысолятин построил не просто самолет или какой-нибудь мотодельтаплан, которыми нашу публику уже не удивишь, а автожир. Вы не знаете, что это такое? Читайте дальше! А заодно вы узнаете, каким образом жизнь подтолкнула Андрея к конструированию автожира.

— Андрей, откуда такое увлечение?
— О небе мечтал с детства. Наверное, мечта появилась, когда в 3—4-летнем возрасте я летал к бабушке в Нальчик. Летали, конечно, обычным самолетом, но, видать, что-то запало в душу. В старших классах школы занимался в ангарском клубе "Окно в небо", прыгал с парашютом, а после школы поступил в летное училище в Сасово. Но полетать как следует не удалось. Училище закончил в 1989 году, то есть как раз в тот момент, когда все стало разваливаться. Однако мечта быть хоть как-то причастным к авиации не давала покою. Четыре года прожил в Саратове, работал в Аэрогидроэнергомаше. Познакомился с замечательным человеком Джамбеком Айдамировичем Боусом, он преподавал в вертолетном училище эксплуатацию летательных аппаратов и двигателей, я работал у него конструктором. Общими усилиями пытались создать небольшой двухместный самолет — но попытка не удалась. Предприятие просто развалилось, и я вернулся в Ангарск, в родной аэроклуб. Сперва мы с ребятами пошли проторенной дорогой — в 1995 году сконструировали двухместный мотодельтаплан, который сейчас летает где-то под Москвой. Дальше больше...
— Ну а знания? Хватило того, что преподавали в училище?
— Пришлось сесть за книги, штудировать сопромат, аэродинамику, технологию сборки — это просто требовалось. Я пошел работать на Иркутский авиазавод, отработал там семь лет. Начинал сборщиком-клепальшиком, а закончил сборщиком мотодельтапланов "Иркут". Технологию изучил от и до. На авиазаводе судьба столкнула меня с конструктором Андреем Павловичем Татарниковым — он просто "горел" автожирами. Он, между прочим, главный конструктор автожира А-002, который сейчас выпускает авиазавод. В то время у Андрея Павловича был собран двухместный самодельный автожир, он предложил его облетать. Я согласился.
— И какие ощущения от полета?
— Никогда раньше мне на таких аппаратах летать не доводилось. Поскольку я не новичок в летном деле, то эйфории не было. Была просто рабочая ситуация. Задача была одна — определить характеристики, которые выдает аппарат. За два дня я налетал на нем 4 часа. Ощущения — обалдеть! Он летает даже боком! В общем, полетав на автожире, я понял преимущества автожира перед всеми другими летательными аппаратами.
— Что, например?
— У него широкий диапазон скоростей. При полете на дельтаплане диапазон скоростей всего 15—20 километров в час. Крейсерская скорость составляет 80 км/час, скорость отрыва — 65. Диапазон — всего 15 км/час. То есть надо все время следить, чтобы мотодельтаплан не вышел на закритические режимы полета. У автожира же минимальная скорость составляет 30 км/час, максимум — 150. Во-вторых, у него нет "срывных" характеристик — если пилот потерял скорость, аппарат просто проседает, начинает парашютировать.
— За счет чего это происходит?
— За счет ротора — воздушный поток раскручивает несущий винт. Например. в тридцатых годах прошлого века на первых автожирах летчики просто "выбирали" газ и ждали, когда аппарат приземлится. Третье — это простота управления. Не нужно, как на самолете, постоянно контролировать каждое движение. Аппарат просто идет "в потоке", у пилота есть время подумать, прежде чем предпринять какие-то действия. Четвертое — ему не страшна болтанка. На мотодельтаплане болтанка — это целая проблема. Очень часто пилоты дельтапланов даже не летают в солнечные дни, когда над поверхностью земли создаются термальные восходящие потоки, летают или утром, или вечером. Еще одно преимущество — это посадка в точку. Куда наметил, туда и сел. А еще может на 3—4 секунды зависать над нужной точкой и даже сдавать задом. Радиус разворота очень маленький, да и времени на разворот нужно всего 2,5—3 секунды. Ну, облетал я аппарат, и взял Татарникова за грудки: "Давай рассказывай, что это такое?" Пришлось учиться заново — нужно было понять, чем отличается аэродинамика автожира от дельтаплана, его конструктивные особенности, перемолоть горы статистики. Оказалось, что пионерами в этой области стали американцы — у них на автожирах летает чуть ли не каждый третий. А мы чем хуже? Первый блин у нас вышел комом — пока конструировали аппарат, он просто морально устарел, появились совсем другие конструкции.
— С чего начинается постройка такого аппарата?
— С чертежа. Для начала нужно понять, чего ты хочешь. Например. Обычно есть уже какой-то готовый двигатель, готовые детали. Исходя из этого начинаем проектировать. Во второй раз совместными усилиями родился мой двухместный "Ворон". Я назвал его так, потому что ворон — символ мудрости и долголетия. В первый раз он поднялся в воздух 13 ноября прошлого года.
— Но ведь пилоты малой авиации, как правило, тринадцатого числа не летают! Суеверие, знаете ли...
— Пилоты малой авиации, может быть, и не летают, а вот тот человек, которого мы пригласили облетать аппарат, полетел.
— А почему вообще полетел кто-то другой, а не вы?
— Дело в том, что мы хотели не просто сконструировать автожир, была задача сконструировать аппарат, который мог бы легко пройти сертификацию Федерации любителей авиации. Для сертификации мы и пригласили из Москвы тест-пилота. Полеты проходили под Иркутском. Не скрою, волновался я сильно. Мне ребята сказали: если сразу скажет, что все нормально, значит, аппарат ему не понравился. Так вот, тест-пилот летал на нем в течение 3 дней и налетал 4 часа. И это несмотря на то, что на улице было минус пятнадцать. Он даже в машину не ходил греться. Вообще он был озадачен — не в Москве, не в Нижнем, не в Ярославле, а где-то в глуши, в какой-то жуткой тмутаракани кто-то сконструировал хороший аппарат.
— Какой двигатель стоит на автожире?
— "Субару", с объемом 1,8 литра — это самый доступный по цене двигатель, но отнюдь не самый оптимальный по весу — в сборе он весит 120—130 килограммов. Весь "тюнинг" направлен на облегчение веса движка — пришлось поснимать с него разные датчики, поставить другой генератор. Шасси — это типовая конструкция для мотодельтапланов. Бак объемом 35 литров — это на полтора-два часа полета, то есть автожир может улететь примерно на 260 километров. То есть из Ангарска на Ольхон долетит запросто. Взлетный вес аппарата — 550 килограммов, пустой — 345 кг.
— А какая у "Ворона" грузоподъемность?
— Он может увезти двух человек, при условии что вес каждого не превышает 90 килограммов.
— Сколько стоит такой аппарат?
— Ориентировочно 20—23 тысячи. Для сравнения скажу, что цена автожира, который выпускается на авиазаводе, примерно 150 000 долларов. Я думаю, что будущее малой авиации за такими вот автожирами — "Ворона" можно использовать на опрыскивании небольших полей, особенно если они окружены лесом — мотодельтаплану там работать очень неудобно. К такой технике проявляют огромный интерес охотники, якуты, оленеводы. В конце концов, на автожире в крайней ситуации всегда можно доставить врача или спасателя в отдаленный поселок.
Андрей и его единомышленники не собираются останавливаться на достигнутом и почивать на лаврах. Автожир "Ворон-01" послужил своеобразной лабораторией, учебной партой в конструировании автожиров. Сейчас они создают еще более совершенный автожир — "Ворон-02". Этот автожир будет оснащен обогреваемой кабиной, чтобы можно было летать на нем зимой, более мощным двигателем и ротором. Наверное, они мечтатели. Они мечтают о том, что Ангарское отделение Федерации любителей авиации России в скором будущем будет заниматься не только конструированием аппаратов, но и оказанием помощи другим людям, у которых в жизни небо — это главное.
P.S. Если кто-то хочет присоединиться к Андрею и его единомышленникам и посвятить свое свободное время конструированию автожиров, то можно обращаться в ангарский авиаклуб.

{Автожир Андрея стоит примерно 20—23 тысячи рублей. Цена автожира, который выпускается на авиазаводе, примерно 150 000 долларов.
Минимальная скорость автожира — 30 км/час, максимальная — 150.
Будущее малой авиации за автожирами — их можно использовать на опрыскивании небольших полей, к такой технике проявляют огромный интерес охотники, якуты, оленеводы. На автожире всегда можно доставить врача или спасателя в отдаленный поселок. }

Метки:
baikalpress_id:  27 004
Загрузка...