Женщина на карте

Скажу сразу, что отправилась я к иркутским картингистам не только для того, чтобы просто поговорить о картинге, но и чтобы при возможности прокатиться на карте! Ну не ездила я на нем никогда! На машине — да, на мотоцикле — не один год, а вот на карте не довелось. Хотя я всегда с интересом смотрела на эти неповоротливые, как мне всегда казалось, аппараты.

Попытка не пытка

Управлять картом? Легко!
Максим — руководитель карт-клуба "Формула скорости". Увлечение картингом началось с детства. Вместе с родителями он жил в Германии, где очень развит автоспорт, и всерьез занимался картингом. Когда семья вернулась в Россию, Максим обнаружил, что картинга в родной стране практически нет. Все, что раньше было, благополучно умерло. Так и родилась идея стать пионером этого вида спорта в Иркутске. Впрочем, уже устоявшимся положением вещей Максим не ограничивается, его мечта — открыть школу и вплотную заняться профессиональным картингом.
— Максим, чтобы управлять картом, нужны какие-то навыки?
— Абсолютно никаких. Вас научат наши механики. Единственные навыки, которые могут помочь, — это навыки автоспорта. У нас были такие случаи — приходят отец с сыном. У отца стаж вождения 20 лет, у сына вообще никакого — на велосипеде всю жизнь ездил. Не проходит и получаса, как сын в заезде побеждает отца! Такое бывает часто. Возможно, это связано с тем, что техника вождения карта отличается от техники вождения обычного автомобиля. Скорее он напоминает спортивное авто. Многие горе-гонщики, которые рассекают по улицам Иркутска, почему-то думают, что чем реже они нажимают на тормоз, тем быстрее едут. Увы, но это далеко не так.
Если ты идешь в повороте с заносом, со свистом — это потеря скорости. Наверное, карт даже в какой-то мере помогает получить правильные навыки вождения заднеприводной техники — нужно точно знать, когда тормозить. Не оттормозился перед поворотом, занесло, приостановился — потерял скорость, на выходе из поворота скорость придется набирать заново. А тот, кто вовремя затормозил перед поворотом, в скорости теряет немного, зато на выходе у него будет явное преимущество.
— Кто приходит кататься?
— Вы знаете, самый разный народ, нет какой-то одной определенной категории. Возраст — от 15 до 50. Приходят и мужчины, и женщины, ведь автоспорт — это, наверное, единственный вид спорта, в котором мужчина и женщина — на равных. Бывает даже так: приходят двое — мужчина и женщина. Женщина катается, а мужчина в стороне стоит, ждет. Ну и, наверное, женщин привлекает безопасность. При этом присущий женщинам холодный расчет помогает им выигрывать там, где мужчины горячатся. Единственное, что я успел заметить, приходят одни и те же — это тот контингент, который можно встретить в Байкальске на горных лыжах, на Байкале в маршруте, в горах Тункинской долины. Приезжали рейсеры, байкеры, джиперы. То есть люди, которым интересно не просто лежать на диване у телевизора, а заниматься какими-то активными видами отдыха.
Обалдеть!
Пока мы разговаривали, на картодроме появились желающие прокатиться — трое мужчин 35—38 лет. Они оседлали карты, принялись гоняться по трассе и все время проходили повороты с заносом.
— Вот, — Максим кивнул в их сторону, — сами видите их основную ошибку. Карт в заносе теряет скорость, практически останавливается. Так делать не нужно. Несмотря на все свои ошибки, троица осталась в восхищении.
— Ну, как ощущения? — спросила я, когда они снимали шлемы.
— О-бал-деть! — дружно ответили они.
Мы вернулись за столик.
— Максим, расскажите о соревнованиях.
— У нас уже существует свой небольшой фан-клуб, это ребята, которым нравится гоняться на картах. Между собой мы и устраиваем заезды — сперва квалификационные, потом устраиваем гонки, потом идет полуфинал и, наконец, финал.
— От каких факторов зависит победа в заезде?
— От самых разных. Очень много зависит от веса гонщика. Например, гонщик с весом 60—70 кг уходит со старта намного быстрее, чем гонщик с весом, скажем, как я, под сто килограммов. К слову сказать, на этой трассе, которую я знаю как свои пять пальцев, я не могу показать лучший результат в квалификационном заезде, потому что есть гонщик, который легче меня и чей карт, соответственно, едет быстрее. Другое дело гонка — тут я могу за счет чужой ошибки или верно выбранной траектории прохождения поворота вырваться вперед.
Траектория движения — это вторая, не менее важная часть победы. Некоторые даже не особо задумываются над этим, все происходит интуитивно. Другим приходится тренироваться и тщательно рассчитывать траекторию. Ведь чем больше радиус поворота, тем больше скорость. Некоторые выигрывают исключительно на этом.
— Чем отличается любительский картинг от профессионального?
— Любительский картинг — это то, что у нас здесь. Профессиональный картинг — это совсем другие аппараты: с коробкой передач и абсолютно другими скоростями. Профессиональные карты разгоняются до 160—180 километров в час. Профессиональный картинг — это уже очень серьезный спорт и требует серьезной подготовки.
Карт никогда не перевернется
— Картинг — это опасно?
— Любительский картинг, которым мы занимаемся, абсолютно безопасен. Каждый карт имеет круговую защиту, которая не позволит аппарату перевернуться в абсолютно любой ситуации. Он просто не может перевернуться, это исключено. Защита стоит наша, российская, она прочнее японской. Все карты имеют сертификат ФИА (Federation International Avtosport). Особо следим за резиной — шины летят быстро: три-четыре дня жесткой эксплуатации — и нужно ставить новый комплект.
— Максим, чего категорически нельзя делать на картодроме?
— Правил, обеспечивающих безопасность, много — нельзя выходить на трассу пешком, на нее можно только выезжать. Нельзя во время заезда выходить из карта — если вы сломались или съехали в покрышки, нужно просто поднять руку, и к вам подойдет механик. Запрещается ехать по трассе в обратном направлении. Запрещается контактная борьба и столкновения. Нельзя садиться за руль карта пьяным, за нарушение этих правил участник заезда дисквалифицируется. Дети до 12 лет без родителей на трассу не допускаются. В обязательном порядке мы требуем, чтобы гонщики надевали шлемы.
Испытано на себе
Ну вот мы и подошли к главному — к тестированию карта.
— Не справляешься с управлением - жмешь на тормоз. И все будет в порядке. В крайнем случае, занесет, — напутствовал Максим.
Я неуверенно усаживаюсь в карт. Странные ощущения — сидишь почти на асфальте (клиренс карта всего пять сантиметров). Руль очень маленький. Под правой ногой газ, под левой — тормоз. Все. Я жму на педаль газа. Ничего. Максим подбадривающе кивает головой.
— Педаль в пол!
Ладно... Осторожно нажимаю педаль, и движок взрывается глухим треском. Поехали! Я разгоняюсь, скидываю газ и аккуратно вхожу в мой первый в жизни поворот на карте. Нормально! Сперва мне показалось, что карт все же неуклюж. Покрышки чуть постукивают на трещинах асфальта, а я никак не могу приноровиться к управлению, слишком тугой руль — гидроусилителя здесь нет, это вам не автомобиль.
После того как я проехала в том же темпе несколько кругов, Максим меня остановил.
— Ты едешь слишком медленно. Не бойся. Добавь газу.
Добавляю! И что бы вы думали? Опа! У карта вдруг, откуда ни возьмись, появилась нехилая динамика! И тут уж я приноровилась к рулю — оказывается, не нужно держать его "по-водительски", нужно положить руки по-другому — одна вверху руля, другая внизу, тогда ты полностью владеешь ситуацией. Елки-палки, да он еще какой маневренный. Просто не нужно бояться скорости! Он слушается! Крепче держи руль и помни: ты им управляешь, а не он тобой! Динамика по прямой так просто поразила — и это при 160кубиках в двигателе! Покрышки то и дело тихонько взвизгивают, я задеваю баллоны, установленные по периметру. Только бы не врезаться в них! Только бы не врезаться!
Врезалась! Ощущения? Да никаких. Как сидела, так и осталась сидеть. Механик откатил меня назад, я потихоньку развернулась... Что там сказал Максим? Педаль в пол! До отказа!
— Ну, как ощущения? — спросил меня Максим.
И единственное, что я смогла выговорить, это: "О-бал-деть!"
Нет, я, конечно, не ездила как заправский гонщик, к любой машине нужно привыкнуть, два крутых поворота на трассе я так и не научилась проходить с лету, хотя и старалась тщательно оттормаживаться перед ними, но кое-что поняла. Главное, что карт мне нравится. Он прост в управлении, динамичен, на скорости легок в маневрировании, и, главное, острых ощущений хватает!
Напоследок я спросила Максима, как долго еще будет работать картинг-центр.
— До снега. Зимой на малом стадионе каток. Но зимой нас можно будет найти на льду, возле ледокола "Ангара", мы устроим там ледовый картодром. Приезжай, будет интересно!
Что там у нас в следующие выходные по расписанию? Ничего? Кажется, я знаю, где я проведу это воскресенье.
P.S. Если мой рассказ не оставил вас равнодушным, то информацию о картинге и о соревнованиях вы можете узнать на некоммерческом сайте центра www.formula.irk.ru и www.gt-irk.ru.
{Максимальная скорость карта — 60 км/ч, и этой скорости он достигает за 4,5 секунды. Радиус разворота карта всего 2 метра. Карт ездит на 98-м бензине, снабжен вариатором и задним дисковым тормозом. }

Загрузка...