В Иркутске появились куклы-наркоманы

В прошлом номере мы сообщали о том, что в Иркутске исчез героин. Произошло это благодаря изъятиям больших партий наркотика, проведенным недавно сотрудниками регионального отделения Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. Связанную с отсутствием наркотиков ломку многие наркоманы сами перенести не могут. Часто в этом им нужна помощь других людей. Оказывается, уже два года иркутские школьники на практике учатся спасать жизнь наркоманам. Правда вместо настоящего человека в качестве подопытного они используют тренажеры "Витим", спроектированные и изготовленные на Иркутском релейном заводе. Эта кукла мастерски имитирует передозировку и ломку и даже умеет умирать. Занятия на тренажерах начнутся только через месяц. Но в качестве исключения директор областного Центра образования Людмила Кирпиченко устроила внеплановый урок для читателей "Пятницы".

{Уже около двадцати антинаркотических тренажеров "Витим" закупили иркутские школы (NN 16, 11, 32, 39, 17, 72, 14, 19 и другие). Покупают их также школы Зимы, Братска, Улан-Удэ, Хабаровска, Читы. Несколько тренажеров есть в Центре профилактики наркомании. На покупку еще нескольких тренажеров в этом году выделил средства областной Департамент образования. Детям отводится 15 часов на практическое изучение самых простых реанимационных мероприятий детям. Уроки проходят в классах ОБЖ.}
"Сделайте что-нибудь! Он умирает!"
Внеплановый урок проходил в небольшом классе Центра образования. На преподавательском столе — кукла в натуральную величину, вот только без ног. От пластмассового тела тянулись проводки, соединяемые с примитивным монитором — коробкой, на передней части которой за стеклом рисунок человека с анатомическими особенностями: сердцем, легкими и сосудами.
— Для некоторых детей имитация передозировки или ломки — довольно страшное зрелище, они даже боятся подходить к тренажеру, — сказала Людмила Андреевна. — Надо сначала изучить психологическую готовность детей, а потом уже работать. Поэтому мы учим старшеклассников — с 9-го по 11-й классы. Однако предпочитаем работать с родителями: часто они знают, что наркотики вредны, но чем — понятия не имеют.
{Стоимость тренажеров "Витим" варьируется от 10 до 20 тысяч рублей, в зависимости от набора функций — кроме передозировки и ломки они могут имитировать удушье от постороннего предмета в дыхательных путях, инфаркт и многое другое. Это не самые дорогие тренажеры. Подобных кукол также изготавливает фирма, в которой работают ученики создателя "Витима". Там тренажеры стоят до 140 тысяч рублей.}
Людмила Андреевна начала первый урок — муляж должен был имитировать инфаркт:
— Сейчас я включаю программу. 15 секунд демонстрируется состояние живого человека, то есть дыхание, сердечная деятельность, снабжение кровью, насыщение ее кислородом в норме.
Кукла начала ритмично и шумно дышать, щелчки говорили о том, что бьется сердце. Но тут раздался пищащий звук, дыхание прекратилось, сердце остановилось.
— Видите, человек находится в состоянии клинической смерти. Он умирает, — прокомментировала произошедшее Людмила Кирпиченко. — Нужно оценить состояние. Прижимаем руку к сонной артерии пострадавшего, пульс отсутствует (кукла умеет имитировать и пульс живого человека. — Авт.), грудная клетка не поднимается, зрачок расширен.
Пока Людмила Андреевна это рассказывала, раздался еще один сигнал — человек умер. За отведенное время Людмила Андреевна не предприняла никаких действий. Мне почему-то очень захотелось крикнуть: "Ну почему вы бездействуете?! Сделайте хоть что-нибудь, он же умирает!"
Вторая смерть куклы
— Я еще раз начну, — решила исправить положение Людмила Андреевна, нажав кнопку и тем самым вдохнув жизнь в куклу. — Я расстегиваю ремешок (у куклы есть и ремень. — Авт.). Я должна делать искусственное дыхание и массаж сердца, нужно это делать поочередно, пока у человека не появятся пульс и дыхание.
{Делать искусственное дыхание не так уж и просто. Нужно умудриться не сбить дыхание, когда оно появится. При этом необходимо правильно запрокинуть голову пострадавшего, подложив под шею ладонь. Затем двумя пальцами другой руки зажать нос, набрать в свои легкие воздух и резко выдыхать его в рот умершего.}
— Я делаю так два раза, — продолжала Людмила Андреевна. — Теперь смотрю на монитор, правильно ли я все делаю. Затем нужен массаж сердца. Оно в среднем бьется со скоростью 60—75 ударов в минуту, значит, я должна с такой же скоростью делать массаж, чтобы запустить механизмы тренажера.
{Массаж сердца — тоже дело непростое. Руки нужно правильно расположить на грудной клетке. Если мысленно разделить ее на три части, то в нижней части ладонь укладываем на грудину, вторую ладонь прижимаем сверху под углом 90 градусов. Это надо делать с усилием, но правильно, чтобы не сломать ребра. Как только появился пульс, массаж нужно прекратить. Если пульса нет, нужно продолжать, можно даже устать, вспотеть, но продолжать необходимо.}
— Часто на мониторе высвечивается несколько ошибок, которые делают школьники, — говорила между делом Людмила Андреевна. — Иногда они забывают при искусственном дыхании зажимать тренажеру ноздри, тогда при вдыхании в рот воздух вырывается через нос. Еще одна частая ошибка — неправильное запрокидывание головы, тогда воздух проникает не в дыхательные пути, а в желудок. Желудок раздувается и может разорваться.
Пока Людмила Андреевна это рассказывала, муляж умер второй раз.
— Теперь я буду молчать и предпринимать действия. В таких случаях не до болтовни, — преподавательница начала делать искусственное дыхание и массаж сердца. Тренажер запротестовал и начал пищать. — Что-то я делаю не так, сейчас увидим, что, — на мониторе в районе грудной клетки замигал кружок. — Да, я заторопилась и сложила руки не на грудину, а на ребро, так можно сломать мечевидный отросток или ребро.
Смерть шокирует не детей, а взрослых
Теперь тренажер должен был изображать наркомана, страдающего от ломки. Кукла продемонстрировала ломку практически неотличимо от живого человека. Было видно, как в спазмах и с большой скоростью сжимаются мышцы живота. Дыхание учащенное. Наступила обычная для наркоманов реакция организма, когда рвота проникает в дыхательные пути.
— Дыхание прекратилось, а сердце работает с сумасшедшей скоростью 120 ударов в минуту, — комментировала Людмила Андреевна. — И если не оказать помощь, то человек умрет.
Тренажер затих, и Людмила Андреевна грустно произнесла:
— Ну вот, я не оказала ему помощь.
Все это выглядело довольно зловеще. Казалось, что только волею судьбы на столе лежит не настоящий умерший наркоман, а всего лишь муляж.
— Нужно было правильно перевернуть его на бок. В крайнем случае, на живот, а голову повернуть в сторону. Тогда рвотная масса не попадет в дыхательные пути.
{Старшеклассники обычно молчат при виде умирающего муляжа. А более младшие ребятишки начинают морщиться, мол, фу, наркоман, урод, еще и помощь ему оказывать, да пусть он сдохнет. Когда на это смотрят взрослые, то они сразу меняются в лице, эта "гибель" оказывает на них сильное воздействие.}
Людмила Андреевна начала демонстрировать, как ведет себя человек при передозировке — муляж агонизировал, дыхание было прерывистое, сердце работало с бешеной скоростью. Постепенно падало давление.
— Сейчас нужно обеспечить ему покой, — комментировала директор областного Центра образования. — У нас есть полторы минуты, чтобы вызвать скорую помощь. Когда сердце останавливается, нужно провентилировать ему легкие.
На этот раз Людмила Андреевна спасла жизнь кукле.
Нездоровый интерес к смерти
Эти уроки уже спасли жизнь как минимум одному подростку. Старшеклассники поехали на дачу, и один из них стал погибать. Людмиле Андреевне они не признались, пробовал он наркотик или нет, однако с удовольствием рассказали, как благодаря урокам смогли оказать ему необходимую помощь. Симптомы были как при передозировке. Ребята провентилировали ему легкие и вызвали скорую.
Пока неизвестно, насколько тренажеры полезны в плане профилактики, способны ли они вызвать у детей страх перед наркотиками. Школьные психологи проводили исследования в классах, где ведутся такие уроки — два теста, которые выявляют количество детей, входящих в группу риска (то есть вполне могут стать наркоманами). Один тест был проведен перед началом учебной программы, второй после нескольких уроков.
Результаты второго теста удивили учителей — в группу риска вошло на несколько детей больше. Возможно, что такие уроки поначалу вызывают у детей нездоровый интерес к смерти от героина. Учителя надеются, что это временная реакция, а затем возникнет более осмысленный страх перед наркотиками.

Метки:
baikalpress_id:  27 031