Кто портит воздух в Иркутске

Больше всего вредных выбросов в атмосферу города совершают маршрутки

На прошлой неделе около Иркутского аэропорта наблюдалось скопление автомобилей — их останавливали гаишники и требовали "не отходя от кассы" пройти проверку на токсичность выбросов из выхлопной трубы. Водители были недовольны. И не зря — многие оказались нарушителями чистоты городского воздуха и были наказаны. Корреспондент еженедельника "Пятница" оказался свидетелем всей процедуры.

{

  • Автомобили — самый главный виновник иркутского смога. Причем самые грязные машины — это маршрутные такси. На каждую сотню иркутских автомобилей приходится одна маршрутка. Однако последние виноваты в 10 процентах вредных автомобильных выбросов. Статистику составляют на основании рейдов, которые проводят в Иркутске два раза в неделю специалисты отдела охраны окружающей среды, сотрудники ГИБДД и Главного управления природных ресурсов.
  • Зря автомобилисты надеются — раз выхлопы не пахнут, значит, все в порядке. Самые опасные токсичные вещества не имеют запаха. Их можно засечь только с помощью специального оборудования.
  • Каждые три месяца помимо техосмотров автомобилисты должны проходить через техническое обслуживание. Исправная топливная система — гарант относительной чистоты автомобильных выбросов. Можно было бы ужесточить технические процедуры. Однако это, по мнению экологов, еще больше усугубит коррупцию. Остается единственный выход — рейды.

}
Водители нервничали и суетились
Местом утренней проверки выбрали район аэропорта, прямо напротив конечной остановки общественного транспорта. Вооружились двумя инструментами, которые запитали к карбюраторам служебных автомобилей.
Газоанализатор должен был проверять токсичность выбросов автомобилей, которые ездят на бензине и газе. Для бензина содержание токсичных выбросов должно быть не более 3,5 процента, для газа — 1. Для дизельных автомобилей приготовили дымометр. Норма для солярки — не более 40 процентов. Не станем углубляться, почему руководствуются именно этими цифрами. Поверим специалистам.
Первой остановили маршрутку. Водитель с самым недовольным видом выкарабкался из машины, занервничал:
— Что такое? Резко так наскочили!
— Ведущий специалист отдела охраны окружающей среды, — представилась молодая чиновница Валентина Старовойтова, — сейчас мы проверим вашу машину на токсичность. — Резко погазуйте шесть раз.
— Это нужно для того, — объяснили чуть ранее специалисты, — чтобы выбросить всю накопившуюся в трубе сажу, иначе замер будет необъективен.
Водитель резко нажал на педаль. Из трубы повалил такой дым, что никакой прибор не нужен, — выбросы явно токсичны.
Затем госинспектор Вадим Фирсов засунул дымометр — длинную трубу с прибором на рукоятке — прямо в выхлопную трубу:
— А сейчас газуйте с перерывами четыре раза.
Что водитель и исполнил.
— 58,5 процента. А норма 40. Пройдите в машину ГИБДД.
Инспектор ГАИ зафиксировал нарушение и отобрал у водителя техталон.
— А что мне теперь делать?
— В три часа зайдете к нам в отделение, там вам выпишут штраф.
— А когда техталон вернете?
— Когда устраните недостатки.
Тем временем со специалистами ругался водитель, чью машину остановили второй. Ему не понравилось, как обошлись с первым, и он опасался за свою судьбу. Но дымометр показал всего лишь 22,2 процента.
— А вы паниковали, — засмеялись специалисты.
— А где орден? — сразу заулыбался водитель.
Автомобилисты просто жадные
У следующего дизельного микроавтобуса прибор показал 55 процентов токсичных веществ. Водитель был крайне не доволен проверкой, ссылался на то, что на иркутских АЗС заливают в бензобаки некачественную солярку.
Можно было бы подумать, что всему виной возраст машин. Однако у нескольких стареньких отечественных грузовиков, остановленных следом за микроавтобусом, процент токсичности оказался даже намного ниже допустимой границы.
— Многие автомобилисты просто жадные, — тихо сказал Вадим Фирсов. — Им жалко денег на фильтр.
— Да я фильтр только что поменял! — кричал следующий автомобилист-нарушитель. — Я просто в шоке!
— Значит, нужно отрегулировать топливную систему, — дал совет Вадим Фирсов. — Если и это не помогает, значит, не исправен двигатель.
У следующей дизельной маршрутки N 20 показатель токсичности оказался 85,5.
— А сколько надо? — тихо спросил водитель Алексей.
— 40, — ответили ему, оформили и отобрали техталон.
Через 15 минут он примчался и попросил проверить снова. На этот раз оказалось 22,7.
— Что ты сделал? — спросил Вадим Фирсов.
— Отрегулировал подачу топлива, — ответил Алексей. — Отдайте теперь техталон.
— Нет, так не пойдет, сначала съезди в отдел ГИБДД и заплати штраф.
Самые чистые машины — "Москвичи" и "Мерседесы"
— Весь день поломали! — кричал следующий пойманный водитель. — Фигней занимаетесь! Я только и делаю, что регулирую, заменяю! Проверьте лучше автозаправки!
— Вот, видите, стоит старенький грузовик? — показали ему на отечественную развалюху. — Он тоже ездит на солярке. У него токсичность в норме.
Самые токсичные машины — корейские микроавтобусы. Могут быть неисправности у старых иномарок. Владельцы престижных западных и японских машин, как правило, следят за своими любимцами. Просьбу корреспондента "Пятницы" поостанавливать крутые джипы инспектора ГИБДД выполнили. Но ни один не показал превышения нормы.
Самыми исправными оказались старые и новые отечественные автомобили. На первом месте по чистоте ЗИЛы, на втором — "Москвичи", на третьем и четвертом — "Жигули" и газики.
Некоторые водители при проверке не давили как надо на педаль газа, хитрили, надеялись, что благодаря этому концентрация токсичных выбросов будет поменьше. Тогда их отстраняли от важного дела, и за руль садилась Валентина Старовойтова. Водители нервничали — беспокоились за тахометры, которые отчаянно зашкаливали.
— Испортите мне машину, — печально махнул рукой очередной проверяемый.
За два часа рейда инспектора проверили 61 машину, 24 из них оказались дизельными. 12 дизельных ездили с нарушениями, "бензиновых" нарушителей оказалось намного меньше. Из семи маршруток у четырех концентрация токсичных выбросов была выше нормы, причем у двух выше 90 процентов.

Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments