Маринина ударилась в психоанализ

А Дарья Донцова пиарит звездное семейство

После книжного дефицита советского и перестроечного периода, когда большинство наших сограждан не читало ничего, кроме скандальных разоблачений в газетах, на страну обрушился поток новой литературы. Женский детектив возник в середине 90-х годов и завоевал достаточно прочные позиции, которые удерживаются до сих пор. Теперь любой школьник, читающий по программе Толстого или Гоголя, скажет, что ему знакомы имена Марининой, Донцовой или Устиновой. Среди тех, кто считает себя почитателями и знатоками этого жанра, корреспондент "Пятницы" встретил очень интересного эксперта. Елена Коновалова уже восемь лет продает иркутянам книги, и все это время она зачитывается новой российской прозой. По нашей просьбе Елена провела некий литературный анализ творчества трех самых популярных писателей — Александры Марининой, Дарьи Донцовой и Татьяны Поляковой.

Из кабинета следователя к психотерапевту
{Если раньше мы получали какой-то урок из жизни вместе с Настей Каменской, и делалось это легко, само собой, то теперь получаем сведения о различных течениях такой науки, как психология (книга "Закон трех отрицаний"), или вообще получаем мощный заряд пессимизма, ранее не свойственный Марининой (книга "Фантом памяти").}
Маринину можно назвать самым сильным представителем этого клана. Она была одной из первых, чьи книги полюбились нашему населению. Ее первые произведения отличались крепким сюжетом и хорошим, грамотным слогом. Это и не казалось удивительным — ведь сама Маринина долгое время имела отношение к высшим следовательским кругам. При этом вместе с ее героиней Настей Каменской читатель не только разбирался в хитросплетениях преступлений, но еще и учился отношению к жизни.
Психологизм книг Марининой не был навязчивым, это было похоже на вторую сюжетную линию. Например, вместе с Настей мы понимали, в чем заключается формула идеальной любви. Кроме этого, мы могли почерпнуть какие-то практические знания. В книге "Посмертный образ" Маринина дает совет, как восстановиться после бессонной ночи, — принять душ, выпить немного мартини, постелить постель и только после этого можно лечь, а проснувшись через полчаса, чувствовать себя отдохнувшим. Или еще один практический совет — если выпиваешь таблетку от головной боли, то лучше минут сорок воздержаться от курения ("Когда боги смеются").
После выхода двухтомника "Тот, кто знает. Опасные вопросы" и "Тот, кто знает. Перекресток", в которых Каменская не присутствует вообще, Маринина начала выдавать совершенно другие вещи. Елена считает, что у писательницы просто закончился запас сюжетов, которые она хорошо знала сама. С этого времени она начинает углубляться в тонкости психоанализа, а где-то и психотерапевтической практики. Ее последние книги наполнены большим количеством персонажей, переплетением отношений, сюжет утяжеляется отступлениями, которые заводят читателя в дебри психологии.
Скорее всего, считает Елена, Маринина прибегает к помощи различных консультантов, которые дают ей новую, недостающую информацию. Из-за этого теряется ясность сюжета и страдает простота изложения. Если раньше мы получали какой-то урок из жизни вместе с Настей и делалось это ненавязчиво, легко, само собой, то теперь получаем сведения о различных течениях такой науки, как психология (книга "Закон трех отрицаний"), или вообще получаем мощный заряд пессимизма, ранее не свойственный писательнице (книга "Фантом памяти").
И даже несмотря на это, Александра Маринина остается автором детективного жанра номер один. Правда, перечитывать ее последние творения гораздо сложней, чем первые книги.
Деньги решают все
{Особенность детективов Донцовой — их сиюминутная современность. Поскольку пишет она много и часто, то в текстах четко обозначены приметы времени — какие-то события, которые вот только что были на слуху, или громкие имена, которые зазвучали не так давно.}
Дарья Донцова, журналист по образованию, самый плодовитый писатель. За четыре года она издала больше пятидесяти книг. Самой оригинальной Елена считает "Записки безумной оптимистки", которая действительно помогает женщинам пережить самые трудные времена в жизни. Все остальное — это жанр иронического детектива. Герои Донцовой занимаются разгадыванием детективных ситуаций, в которых трупы появляются в огромных количествах и непонятно откуда. Можно сказать, что сюжеты у Донцовой взяты с потолка, придуманы, подчас нелепы и фантастичны, но не это главное в ее книгах.
Кажущаяся оторванность от жизни с лихвой восполняется историями из жизни, которые нанизываются одна на другую и которые и составляют основу этих детективов. То есть сюжет нужен здесь лишь как связка. А истории Донцова рассказывать мастер! К тому же многие из них можно смело назвать анекдотами из жизни. Этот мягкий житейский юмор и позволяет причислить детективы к жанру иронических. Плюс к этому Донцова иногда демонстрирует неплохое знание кулинарного искусства — из некоторых ее книг домохозяйки могут почерпнуть весьма полезные сведения.
Но Донцова, так же как и Маринина, начала утрачивать очарование, свойственное первым книгам. Елена думает, что первоначальный материал, который был накоплен Донцовой, возможно, благодаря ее журналистскому опыту, исчерпался. Став одной из самых продаваемых писательниц, она сменила и образ жизни, и тусовку. Но поскольку контракт с издательствами пока еще действителен, приходится писать. Поэтому в последних книгах Донцова использует совершенно другой материал из ее нового общения и жизни, который иногда совершенно не к месту разбавляется бородатыми анекдотами, известными всей стране. Кстати, грешит Донцова и логическими ошибками — в описании и поступках ее героев наблюдается несоответствие. Например, непонятно, какую же все-таки фамилию носит сын Даши Васильевой. В одной книге он Воронцов, в другой Васильев, а фамилия Воронцова принадлежала его жене в девичестве.
Еще одна особенность детективов Донцовой — их сиюминутная современность. Поскольку пишет она много и часто, то в текстах четко обозначены приметы времени — какие-то события, которые вот только что были на слуху, или громкие имена, которые зазвучали не так давно.
Последняя книга Донцовой называется "Фокус-покус от Василисы Ужасной". Она является воплощением последних тенденций в творчестве писательницы — написана по случаю недавнего скандала, связанного с Филиппом Киркоровым, а вообще как будто бы рассказывает о неизвестных сторонах шоу-бизнеса. На этом фоне очень четко вырисовывается все звездное семейство — и Алла Борисовна, и Филипп, и Кристина. Если помните, то в скандале с журналисткой Ириной Ароян Донцова заняла сторону Филиппа. Видимо, и последнее ее творение — это свидетельство искренней дружбы и поддержки соратника по цеху. Да, может быть, вы и не успели заметить, а Дарья Донцова свой цех сменила давно, и теперь она принадлежит не к журналистам, а к людям шоу-бизнеса.
Учитывая все эти изменения, все-таки нельзя не отметить, что популярность Донцовой подогревается съемками сериалов по ее книгам. Что же касается развития писательского таланта, то хотелось бы верить, что оптимизм и чувство юмора победят тщеславие.
На языке простой воспитательницы
{Если честно, то стиль Поляковой достаточно неплох, удобоварим, но в целом ее книги напоминают разговор двух воспитательниц детского сада, которые пересказывают друг другу сплетни.}
Татьяна Полякова — третий популярный автор, чье творчество анализирует Елена. Звезда Поляковой зажглась чуть позже Марининой и раньше Донцовой. Но в последнее время ее популярность несколько снизилась из-за того, что она стала писать меньше.
Тем не менее Полякова, согласно легенде, поданной издателями, "скромная воспитательница детского сада, которая мечтала писать детективы". Может быть, это действительно так, но Татьяна Полякова прежде всего представитель жанра авантюрного романа. При этом ее книги очень разные, и наряду с достойными книгами встречается откровенная чушь.
Героини Поляковой чаще всего — молодые женщины, красивые, как фотомодели, не обремененные решением финансовых вопросов, которые вообще-то по жизни растяпы. Благодаря этому обстоятельству они попадают в разные нелепые ситуации. С каждым новым ударом судьбы (или трупом) дамочки умнеют, и в конечном счете приобретенный житейский опыт вкупе с достойным представителем мужского пола позволяют разрулить ситуацию. Сюжеты грешат непродуманностью, действие по большей части происходит в абстрактных городах, трупы валятся разве что не с неба, но во всем этом тоже присутствует юмор.
Если честно, то стиль Поляковой достаточно неплох, удобоварим, но в целом ее книги напоминают разговор двух воспитательниц детского сада, которые пересказывают друг другу сплетни. Такие книги вообще убивают способность думать, они разлагают и нейтрализуют мозг до такой степени, что, закрыв книгу, забываешь ее название.
И все-таки, в отличие от Донцовой и Марининой, по книгам Поляковой снимают не сериалы, а фильмы. Например, "Тонкая штучка" с Игорем Бочкиным и Александрой Захаровой в ролях или "Как бы не так", где снялись Дина Корзун и Евгений Сидихин.

Метки:
baikalpress_id:  27 044