Зачем рисовать рубашку целый месяц?

Пережив волну компьютерной графики, книгоиздатели возвращаются к рукотворным иллюстрациям

В иркутском Доме художника открылась областная выставка книжной графики и иллюстрации. На ней представлено около 70 графических работ художников из Иркутска, Ангарска, Братска, ранее изданных в книгах, а также совершенно новых эскизов книжных иллюстраций. Подобное мероприятие в Иркутске не проводилось уже 25 лет. Корреспондент "Пятницы" побывал на выставке и узнал о новых тенденциях в подходах к оформлению книг.

Все смешалось в Доме художника...
Разнообразие красок и стилей поначалу режет глаза, но вскоре завораживает. По словам председателя Иркутского отделения Союза художников России Александра Муравьева, создание такого эффекта как раз было одной из целей выставки. Здесь представлены работы почти тридцати художников, картины совершенно разных стилей и времен.
Вот, например, иллюстрации Георгия Леви к "Сказкам ленских берегов". Созданы они были в 60-х годах, а смотрятся очень даже злободневно. На гравюрах изображены плачущие вооруженные люди.
— Это станковая иллюстрация, — объясняет Александр Муравьев. — От чисто книжной она отличается тем, что сделана не по сюжету, а по поводу произведения. То есть это впечатление художника от прочитанной рукописи. К тексту она может быть и не привязана.
Компьютер убивает книгу
Лет двадцать назад многие художники на Западе при оформлении книг стали активно использовать компьютер. Наши художники последовали этому примеру и даже стали перебарщивать. В результате книги "омертвели". Теперь же на Западе редко встретишь томик без живого рисунка. Да и в России ситуация меняется.
Александр Михайлович рассказал, что сейчас к помощи высоких технологий художники прибегают лишь в крайней необходимости: "Если иллюстрировать Пелевина, например, то, скорее всего, компьютер будет необходим. У него стилистика соответствующая. Но зачем лодырничать и использовать компьютер при работе над оформлением всех подряд произведений!"
— С другой стороны, — продолжает художник, — есть много примеров изумительного сочетания живого творчества с применением компьютерных программ. Взгляните хотя бы на рисунки молодого мастера Антона Лодянова. Он вплавляет в живой рисунок компьютерную фактуру. У этого персонажа (Александр Муравьев указывает на забавного большеголового мальчика. — Авт.) фактура рубашки сделана электронным путем. Потому что, считаю, ни к чему трудиться над ней целый месяц, когда есть масса готовых вариантов.
И все-таки точная прорисовка некоторых полностью "живых" иллюстраций, выставленных в Доме художника, просто поражает. Например, рисунки к новому изданию "Братской ГЭС" Евтушенко. Мрачные, с фотографической точностью выполненные лица Толстого и Маяковского вперемежку с видами великих строек. А не коллаж ли это, возникает вопрос. Нет, все вручную, это Сергей Элоян так отлично постарался.
Детей не обманешь
По словам Александра Михайловича, живые рисунки необходимы в первую очередь в детских книжках.
— Вы посмотрите, насколько сейчас все завалено комиксами, штампуемыми на компьютере. А что по телевизору творится! — возмущается Александр Муравьев. — А ведь детям нельзя обойтись без теплых, душевных, ручных картинок. Как нарисовать мышку, чтобы она им понравилась? Вот и приходится целыми днями ей ушки "расчесывать" да глазки прорисовывать. Без этого, смею уверить, вся работа насмарку.

Загрузка...