"Родина" предлагает свести налог к нулю

Федеральный закон о новом налоге на недвижимость обсуждали в Иркутске 26 августа. Участники круглого стола по соответствующей теме пришли к выводу, что законопроект, который "проскочил" в июне без особых препятствий первое чтение в Госдуме, негативно отразится на материальном положении многих владельцев жилья. В ходе обсуждения прозвучало заявление о том, что авторы налогового новшества втягивают государство в бесконечные суды, социальную нестабильность и ставят граждан из разных слоев населения в заведомо несправедливое положение. При этом было отмечено, что инициаторы законопроекта замалчивали его суть. Об этом говорит невысокий уровень информированности населения о предлагаемом налоге. Так, налоговое управление региона лишь спустя два месяца разослало разъяснительную информацию по нововведению, ссылаясь на многочисленные обращения граждан. Видимо, озабоченность масс вызвала акция единственного противника этого налога в Думе — партии "Родина", которая за последнее время собрала по области около 30 тыс. подписей против его "проталкивания".

На круглый стол "Новый налог на недвижимость: кому и зачем он нужен?" были приглашены представители Законодательного собрания Иркутской области, регионального управления по налогам и сборам, органов социальной защиты населения, областного Комитета ветеранов войны и участников военных действий. Как оказалось, тема налога на недвижимость на обсуждение в регионе была вынесена впервые — до этого она звучала только в агитационных материалах партии "Родина". Они, скорее всего, и подтолкнули население к тому, чтобы задуматься — а действительно, кому и зачем нужен этот налог и, собственно, что именно его введение означает для каждого конкретного жителя. По мнению депутата областного парламента Николая Качана, первым высказавшего свою позицию на круглом столе, ничего хорошего новый законопроект населению не принесет.
— Государственной думе оказалось мало принятия скандального блока социальных законопроектов, в том числе так называемой монетизации. На подходе еще один пакет законов, которые также вступают в силу с 1 января 2005 года и также отнюдь не способствуют улучшению жизненного уровня, материальной обеспеченности граждан, а, наоборот, отнимают накопленное. В частности, речь идет об изменениях Налогового кодекса, касающихся введения налога на недвижимость. Законопроект был принят в первом чтении Государственной думой очень тихо и очень быстро. Не было и обсуждения в прессе. Это говорит о том, что инициаторы закона побаиваются его широко освещать, видимо, опасаясь негативной реакции общественности. Ведь в первую очередь новый налог будет бить по социально незащищенным слоям населения. Старая байка о том, что на этот раз платить будут и богатые, уже порядком надоела. Невзирая на принятие законов, богатые у нас по-прежнему богатеют, а бедные, соответственно, беднеют, — заявил Николай Качан.
Смысл законопроекта заключается в замене для граждан существующих налогов на имущество и землю одним — налогом на недвижимость. Основное отличие состоит в переходе с инвентаризационной стоимости собственности на рыночную цену. То есть при расчете суммы налога за базу будет браться рыночная стоимость жилья, а не оценка БТИ, как это делается сейчас. Под налогообложение попадают все жилые объекты (квартиры, дачи, частные дома и др.), гаражи, а также земельные участки, на которых недвижимость располагается. Федеральный законодатель предлагает рассчитывать налог исходя из рыночной стоимости объекта с применением понижающего коэффициента 0,8. Органам местного самоуправления дается право устанавливать налоговую ставку в пределах от 0,1% до 1% стоимости жилья. По подсчетам "родинцев", если за ориентир взять максимальную ставку, то владелец обычной двухкомнатной хрущевки будет платить до 8—10 тыс. рублей в год, собственнику шести соток земли с дачным домиком придется раскошеливаться на 3 тыс. рублей.
Кстати, "на места" отдаются и другие полномочия — федеральный законодатель прописал только общие параметры. Так, например, местным властям придется определять льготные категории, процедуру уплаты налога, количество квадратных метров, освобождаемых от налогообложения. Создается впечатление, что тем самым федеральный центр пытается умыть руки, сняв с себя ответственность за принимаемый законопроект. Вряд ли местные власти пойдут по пути принятия минимальных ставок, поскольку все тот же федеральный центр зажал их в стальные тиски, оставив без нормальных источников доходов. Самоуправление окажется в ситуации, когда из двух зол придется выбирать меньшее. Либо собирать налог по максимуму, чтобы хоть как-то наполнить местный бюджет, а после со стыдом смотреть в глаза жителей. Либо утвердить минимальные ставки и остаться у разбитого корыта.
— По самым скромным подсчетам, в связи с принятием блока социальных законов Государственной думой, в следующем году дефицит региональной казны составит не менее 10 млрд. рублей. В качестве компенсации дополнительных расходов предлагается сбор налога на недвижимость. То есть обычные граждане должны решать финансовые проблемы, созданные федеральным центром. Наверняка муниципалитеты, поставленные в жесткие условия, выберут самый простой способ — выжимать налог на недвижимость по максимуму, — сказал Николай Качан.
Еще один участник иркутского круглого стола, ветеран Великой Отечественной войны Николай Алферов, задался вопросом: в равные ли условия поставлены собственники жилья, с одинаковой ли тяжестью будет давить налоговое бремя на пенсионера или бюджетника и, скажем, на владельца элитного коттеджа? Инициаторы нового налога утверждают, что дело идет к справедливому распределению налогового бремени. Но, по словам Николая Качана, это попытка выдать желаемое за действительное. Налоговые ставки будут одинаковы для всех собственников, но в предлагаемой схеме начисления налога не учитываются социальное положение плательщика, суммы его доходов. Никакой дифференциации по уровню платежеспособности гражданина законопроект не предусматривает. Получается, что со стороны государства перед ним все равны, но, если посмотреть со стороны налогоплательщика, по карману каждого новый налог бьет с различной силой. Если коттеджевладелец, который зарабатывает в месяц от 100 тысяч рублей, может и не заметить ежегодную утрату 20 тысяч, то для хозяина двухкомнатной квартиры, работающего в школе, терять 8 тысяч рублей в год будет весьма болезненно.
Председатель областного Комитета ветеранов войны и участников военных действий Федор Болотин возмущенно воскликнул: почему федеральные власти не советуются с народом, принимая такие законопроекты? И сам же ответил на свой вопрос: потому что такие законы народу не нужны, "они нужны правительству, чтобы латать свои бюджетные дыры". Какой смысл узнавать "а как народ?", если мнение последнего лежит на поверхности. И все же ни участники круглого стола, ни члены партии "Родина" не оставляют надежды пробиться сквозь глухую стену. Материалы дискуссии будут направлены в Государственную думу. Возможно, последствия введения нового налога успеют обсудить региональные парламентарии и выскажут затем свою позицию по этому вопросу. Однако вероятность того, что закон все-таки будет принят думским большинством, существует. И именно поэтому после проведения круглого стола Иркутское региональное отделение "Родины" предложило всем участникам избирательной кампании подписать общее соглашение. Оно обязывает каждого депутата — будь то одномандатник или "списочник" — принять в новом Законодательном собрании региональный закон. С одним-единственным постулатом: малоимущие граждане налог на недвижимость не платят. В ближайшее время мы увидим, кто подпишется под предложением "Родины". А кто предпочтет остаться в стороне.

Метки:
baikalpress_id:  44 695
Загрузка...