Познер не герой моего "Времени"

Известная тележурналистка советских времен побывала в Иркутске

Зрители старшего поколения, безусловно, помнят репортажи Нинель Шаховой в программе "Время" — главной информационной программе СССР. А многие люди признаются, что ее сюжеты о культуре и искусстве единственные заслуживали внимания в этой помпезной и насквозь идеологической программе. Действительно, Нинель Шахова умела простым и ясным языком внести человеческую нотку в информационную картину того времени. На этой неделе известная тележурналистка побывала в нашем городе с презентацией своей книги "Люди моего "Времени".

"Время" Нинель Шаховой
На встрече с иркутянами Нинель Шахова была одета очень просто, в отличие от некоторых своих поклонниц, которые пришли на встречу чуть ли не в вечерних платьях. Но Нинель относится к типу людей, которые выделяются из общей массы не нарядами, а огромной позитивной энергетикой, или, как теперь говорят, харизмой. Возможно, именно эта харизма и позволила ей легко входить в контакт с выдающимися деятелями культуры, легендами XX века Сергеем Лемешевым, Михаилом Шолоховым, Галиной Улановой, Дмитрием Шостаковичем, Иннокентием Смоктуновским, Фаиной Раневской, Любовью Орловой и многими другими. Именно этим встречам и была посвящена большая часть 500-страничной книги "Люди моего "Времени". По словам журналистки, звезды прошлого были очень скромными, к примеру, великий тенор Сергей Лемешев накануне интервью все сомневался, "кому я могу быть интересен". То же самое говорила и великая балерина Уланова. Саму работу в программе "Время" Нинель вспоминает с огромной теплотой, по ее словам, это был высокопрофессиональный коллектив, и, самое главное, телевидение того времени было осмысленным.
Уход из "Времени"
Напомню, что Нинель Шахова проработала во "Времени" более двадцати лет с самого момента основания программы в начале 70-х годов, а ушла в 1992 году. Одним из сильнейших впечатлений для журналистки стали события августа 1991 года. В своей книге Нинель Шахова подробно рассказывает, как работали журналисты в те переломные для страны дни путча. Причем выясняются совершенно сенсационные подробности, так, например, знаменитые кадры с Борисом Ельциным на танке были сняты вовсе не автором сюжета Сергеем Медведевым (впоследствии ставшим пресс-секретарем Ельцина), а операторами CNN. Ну а после крушения СССР на телевидение пришли новые люди, начали крутиться большие деньги.
— Понять это было невозможно, — вспоминает Нинель Шахова. — Мы видели, как продается информация, как торгуют кассетами... На телевидение стали притекать силы, совершенно не ясные нам, журналистам.
Сюжеты Шаховой стали задвигать, не ставить в эфир, и она почувствовала, что пора уходить.
— Очень трудно было расставаться с коллективом, с программой, — говорит журналистка, — но потом, когда посыпались ветераны, я поняла, что сделала правильно.
При этом в словах Шаховой не чувствуется обиды на судьбу и обстоятельства, которые разлучили ее с главной программой страны. Хотя обижаться стоило.
После "Времени"
Сейчас Шахова работает над телевизионным циклом под названием "Моя Россия", посвященным культуре российских городов. В Иркутске она тоже планирует снять программу. Но увидим ли мы фильм о нашем городе, большой вопрос, ведь "Мою Россию" показывают только на московских каналах. Иркутян очень интересовал вопрос о том, как сложилась судьба ветеранов центрального телевидения, ведущих, дикторов, операторов. Заботится ли о них нынешнее руководство Первого канала? Оказалось, что процветающий канал помогает немногим. Валентине Леонтьевой помогают, потому что она за последний год превратилась в инвалида. При этом Нинель Шахова сожалела, что Валентина Михайловна выносит свои личные проблемы на широкую аудиторию. Выяснилось, что в большинстве своем ветераны советского телевидения живут очень трудно. Например, Анне Шиловой не нашлось места даже в качестве консультанта по дикции. Счастливее сложилась судьба Виктора Балашова, который стал... экстрасенсом.
"Окна" как степень крайнего падения телевидения
Шахову тревожит, что современные деятели ТВ мельчают, теряют марку.
— Владимир Познер, — говорит Шахова, — герой не моего времени, потому что он позволяет себе участвовать в таких программах, как "Анекдот". Это недостойно человека такого уровня.
Иркутяне с особенным интересом спрашивали журналистку о ее отношении к тому, что сегодня происходит на телевизионном экране.
— Это ад, ужас, — возмущается Нинель Шахова, — степень падения современного телевидения не поддается никакому измерению.
Шахова считает, что у теперешних телемагнатов нет осмысленной политики. Полилась река грязи, цинизма, жестокости... Поколение детей воспитано на низкопробной продукции. Практически все передачи являются кальками западных программ. Сейчас даже сам стиль и манера говорить на экране совершенно несвойственные для русского языка.
— Уже не нужно на экране умное, красивое, искреннее, — сожалеет Шахова, — нужны "Окна". Нужно гадкое, отвратительное, тупое. И это очень грустно. Хотя есть и достойные передачи, например "Умники и умницы", "Жди меня". Хочется мыслящие лица видеть, а не то, как ничтожная часть общества прожигает жизнь. Я хочу, чтобы была правда жизни на экране.

Загрузка...