Нам все равно, что нефть дорожает

На самом деле мало кого в стране волнуют рекордные цены на сырую нефть, установившиеся в последние дни. 44 доллара за баррель, ну и что?

Всех занимает совсем другой вопрос: почему цены в РФ за первое полугодие 2004 года изменились следующим образом: на муку рост 20%; на хлеб — 14%; на макаронные изделия — 11%;. И наконец, на бензин — 14,2%. Бензин, естественно, следовало бы поставить в начало списка, ибо рост цен на этот стратегический продукт автоматически определяет все последующие навороты. Однако почему-то именно в таком виде приводятся статистические данные в отчете Министерства экономического развития и торговли. Там же, кстати говоря, сообщается, что "риски того, что мы можем превысить десятипроцентный уровень инфляции по итогам 2004 года достаточно большие". А ведь, кажется, совсем недавно Президент в своем обращении ставил 10% инфляции в качестве предельной планки, которую страна никак не должна перепрыгнуть. Экономике, очевидно, не прикажешь.

Зависимости
Если серьезно говорить о причинах роста цен на бензин в России, то он, конечно же, напрямую зависит от подорожания сырой нефти на международных рынках. На вопрос: "Какого черта? У нас этой нефти больше, чем грязи" — следует отвечать так:
Во-первых, количество разведанных месторождений катастрофически мало, а во-вторых, внутренний рынок России просто не в состоянии потреблять нефть и производимые из нее продукты по общемировым ценам — не потянет. По этой простой причине отечественные добытчики нефти и производители топлива предпочитают гнать львиную долю продукта за бугор.
Сегодня Россия экспортирует примерно половину всей добываемой нефти и значительное количество бензина, дизеля, керосина и мазутов. Таким вот образом на внутреннем рынке остается 20—25% нефти от всего объема ее производства. Цена бензина в России приблизительно в два раза ниже общемировой. Действует простой закон: когда большая часть продукта экспортируется, создается определенный дефицит внутри страны; как следствие — начинают подрастать цены. Если нефть стоит более 22 долларов за баррель, то ее уже выгодно таранить из России даже по железной дороге в бочках, чего говорить про нынешние времена — отечественная нефть сегодня стоит 37 долларов.
Многие, наверное, слышали о новой системе налогообложения экспортной нефтянки. Так вот, в силу эта система (закон) вступит только осенью. По большому счету, тогда рентабельность операций с нефтью внутри страны может сравниться с экспортными поставками. Рентабельность-то сравняется, вот только цены на экспорт вырастут, а за ними неизбежно подтянутся и внутренние. Так что, граждане, послаблений ждать не приходится.
Причины
И все-таки почему цены на нефть настолько резко скакнули именно в последние дни? Аналитиками уверенно называются три причины: очередной взрыв нефтепровода в Киркуке (Северный Ирак), совершенно дикий рост спроса на топливо в Китае и неспособность ОПЕК резко увеличить добычу сырья.
Насчет последнего председатель конференции ОПЕК Пурномо Юсгианторо заявил, что нефтяной картель просто не в силах увеличить производство, и в сердцах добавил: "Похоже, этот мир окончательно сбрендил с ума". Что касается Китая, то он уже выложил в этом году за нефтяные поставки 15,1 млрд долларов и готов платить дальше и больше. Не стоит при этом забывать, что сегодня в КНР около 800 миллионов человек находятся на грани выживания, чего бы нам ни свистели в уши о "китайском экономическом чуде". Это чудо себя очень скоро предъявит во всей красе — мало не покажется. Особенно ближайшим соседям. Вообще складывается такое впечатление, что китайская компартия и "новые китайцы" решили вволю надышаться перед смертью. При таком раскладе, естественно, бензина надо очень много.
Теперь посмотрим, что там со взрывом в Ираке. Базовый нефтепровод Киркук (это Северный Ирак) — Джейхан (а это турецкое Средиземноморье) начиная с середины 2003 года взрывали как минимум раза четыре. Последний раз это произошло в понедельник. Очевидно, количество перешло в качество в полном соответствии с законами диалектики, и теперь ни западный (американский), ни восточный (китайский) бизнес уже точно не ждут большой закачки из Ирака. Между прочим, нефтепровод рванули ровно через день после его очередного восстановления.
Это, опять же, к истории о жадных США, решивших в марте прошлого года круто полакомиться чужим добром. Как пошли они Саддама воевать, так с тех пор мир и трясет, а Америку — в первую очередь. Недальновидно поступили, чего там говорить. Сегодня, конечно, интересно было бы узнать, кто это там такой жутко методичный, не дает Штатам качать дармовое сырье? На самом деле неважно это: не давали, не дают и впредь не дадут. А называть подрывников можно как душа пожелает — патриотами, террористами, врагами иракского народа, борцами за свободу Ирака или просто провокаторами. Это нам все равно: нефть, а следом и бензин будут и дальше дорожать. Везде, в том числе и на ближайшей бензоколонке.

Загрузка...