Летом машин угоняют в два раза больше, чем зимой

Светлый образ автоугонщика Юрия Деточкина остался в не менее светлом советском прошлом. Современный автоугонщик — технически подкованный молодой человек неуголовной наружности, чаще всего — член организованной группы. Предпочитает "Тойоты" и вскрывает любую сигнализацию за 15 секунд. Противостоять ему может только сигнализация с системой спутникового слежения — достижение космических технологий.

Угонщик — это не совсем вор
В одном из прошлых номеров "Пятницы" мы начали рассказ о так называемых сезонных преступлениях. А именно о кражах сотовых телефонов, происходящих в основном летом. К традиционным "летним" преступлениям сотрудники милиции также относят и автоугоны. Летом угоняется в два раза больше машин, чем зимой. Ведь зимой почти треть машин запирается в гаражах и на стоянках. Две особенности автокраж: угонщики интересуются большей частью иномарками, а виновниками потери автомобиля нередко становятся сами автовладельцы. Подробнее обо всем этом мы поговорили с заместителем начальника Управления уголовного розыска УВД Иркутской области Николаем Ефремовым.
Преступления, в результате которых автовладельцы лишаются своих машин, делятся в Уголовном кодексе на две категории: кража и угон. Как это ни удивительно, наказание за эти два в общем-то близких по духу преступления сильно отличаются. Если за кражу вор может загреметь максимум на восемь лет, то угонщик лишь на пять.
В чем разница? При краже машины вор преодолевает некие препятствия, например гаражную дверь, стену или не слишком бдительных охранников автостоянок. Угонщик же (хотя для автовладельца нет разницы. — Авт.) проникает в машину в местах, где за безопасность автомобиля никто и ничто не отвечает.
Есть в Уголовном кодексе и еще одна занимательная, 166-я статья: "Неправомерное завладение автомобилем без цели хищения". Смысл ее сводится к следующему. Если угонщик докажет, что взял автомобиль для того, чтобы просто покататься, он отделается лишь денежным штрафом либо условным сроком. Естественно, что воспитательный эффект такой статьи равен нулю: по словам Николая Алексеевича, каждый третий угонщик становится рецидивистом.
Процент раскрываемости в Приангарье один из самых высоких в России. Он выше, чем в Москве, Санкт-Петербурге и Владивостоке. Из 10 угнанных автомобилей три удается вернуть владельцу.
Граждане бандиты, куда вас подвезти?
— За полгода наши сотрудники обезвредили десять организованных преступных групп, занимавшихся угонами и кражами автотранспорта, — продолжает Николай Ерофеев. — У злоумышленников была четко отработана вертикаль подчинения, каждый эпизод тщательно готовился, распределялись роли, преступления совершались с помощью оружия.
Жертвами отморозков чаще становятся молодые и смелые водители, которые не прочь заработать сотню-другую. А основная цель бандитов — таксисты.
Вот два примера. Милиционеры Иркутска в марте повязали группу из 14 хладнокровных молодых людей, совершавших нападения на таксистов начиная с зимы 2003 года. Эта банда изуверов получила прозвище "удавочники". На сегодняшний день доказана их причастность к 16 эпизодам.
Вторая по сплоченности и составу группа предстанет перед судом благодаря кропотливой работе зиминского угрозыска. В небольшом городе и его окрестностях исчезли 13 водителей вместе с автомобилями.
Против них даже космос!
В борьбе с угонами и кражами применяются самые крутые технологии, даже космические спутники.
Так, недавно в Иркутске заработала спутниковая система слежения за угнанными машинами.
Как только происходит взлом автомобиля, уже в следующий миг информация об этом передается на монитор оператора и дублируется дежурному милиционеру. Благодаря этому сотрудники охранных агентств, чьи машины находятся во всех районах города, и стражи правопорядка, автомобилей которых в городе еще больше, осуществят захват буквально за пару минут. Ведь на мониторе видно все. Пока новая суперсигнализация только начинает завоевывать популярность. Но вскоре, уверен Николай Ефремов, спрос на нее будет колоссальным. Стоит такая система около 450 долларов. По сравнению со стоимостью иномарки не так уж много, зато спокойствие полнейшее! К слову сказать, на Западе огромная часть автомобилей сходит с конвейера, уже имея данную систему.
Большинство сигнализаций сотрудники милиции оценивают как малоэффективные — профессионалы справляются с ними максимум за 15 секунд. Действуют такие сигнализации автономно, а различные блокираторы и шумовые эффекты для вора — пустяк.
На вид совсем обычные. Даже умные
— Продажа краденых автомобилей входит в десятку самых прибыльных сфер деятельности преступников, — дополняет Николай Алексеевич. — Наряду с торговлей наркотиками, оружием, проституцией. Немудрено, что в этот бизнес как магнитом тянет молодежь.
Среднестатистический портрет автовора за последние полтора года сильно изменился. Раньше это почти всегда был уголовник-рецидивист из тех, что сплошь в наколках. Теперь его трудно выделить в толпе или в быту. Совершенно, казалось бы, нормальный молодой человек от 17 до 25 лет. Техническая грамотность, включая знание компьютера, только приветствуется.
Методы работы, соответственно, тоже поменялись. Сейчас никто не станет, как в старых фильмах, перекрашивать чужой автомобиль. Гораздо проще перебить номерные агрегаты, которых в автомобиле всего два. Особенно легко изменить 6 на 8. За полгода в Иркутской области найдено больше трехсот "перебитых" автомобилей. 90 человек ожидают приговора суда.
Некоторые угонщики предпочитают сразу разобрать машину на запчасти. Например, недавно в нескольких автосервисах Ново-Ленино и Жилкино угнанные машины сыщики снимали прямо с разборки.
Сами виноваты?
Безалаберность автовладельцев — любимая тема сотрудников милиции, когда речь идет об угонах.
"Ничего не случится, если я оставлю салон без сигнализации на минутку", — думает будущий потерпевший. И это при том, что в квартире перед уходом он сто раз проверит, закрыта ли форточка и отключен ли утюг.
— Человек не осознает простых вещей! — удивляется Николай Алексеевич. — Машина — это дорогое удовольствие, и к ее сохранности необходимо подходить внимательно. То же самое касается огромного количества машин, брошенных вдоль городских тротуаров. Проблема достаточного количества автостоянок в Иркутске и по области пока еще не решена. Отсюда и угоны. При таком отношении их никогда не станет меньше.
Заместитель начальника Управления уголовного розыска областного УВД отмечает и еще одну банальную причину роста популярности автохищений. Она в необорудованности стоянок нормальным освещением и видеонаблюдением. На это дело сегодня тоже не требуется огромных затрат. Раньше, по словам Николая Ефремова, половина автомобилей весь зимний период содержалась в теплых, уютных и, главное, охраняемых гаражах, а теперь лишь тридцать процентов. Автолюбители не хотят мерзнуть на остановках, за что и расплачиваются.

Метки:
baikalpress_id:  1 482