Крупный бизнес не отказывается платить дань

Название нашего озера Байкал — торговая марка с мировой популярностью, по маркетинговой науке — бренд. Почему организации, в названии которых использовано слово "Байкал", не платят за это?

В прошлом году еженедельник "Пятница", размышляя на тему туризма, чистоты и экологии на Байкале, провел любопытный эксперимент. Вначале мы подумали — в Иркутской области много предприятий, фирм и фирмочек, в названии которых использовано слово "Байкал". Организации используют раскрученный бренд, но никому не платят за его аренду — так, по нашему мнению, выглядела ситуация. Тогда мы обсудили эту проблему с руководителями организаций, в названии которых есть слово "Байкал", задав им гипотетический на то время вопрос: "А вы готовы платить своеобразную дань озеру на его нужды?" Почти все тогда согласились — "в пределах разумного". И вот неделю назад чиновники администрации Иркутской области задумались: "А почему бы не предложить фирмам, использующим в своем названии имя священного для всего человечества озера, оказывать ему же посильную помощь?" Хотя бы разовую — к Дню Байкала (последнее воскресенье августа).
Готовься, бизнесмен!
В Департаменте по охране окружающей среды администрации Иркутской области сообщили, что этот проект сейчас активно рассматривается. Возможно, его и утвердят в итоге, но когда — сейчас сказать очень трудно. Разумеется, неплохо было бы, возьмись все 100 с лишним иркутских фирм, так или иначе использующих название пресноводного Байкала, помогать ему кто сколько сможет. Пока в администрации решают, что это будет за документ, готовят всю необходимую документацию.
Мы сообщили новость некоторым фирмам и наблюдали за реакцией: ведь одно дело положительно отвечать на гипотетический вопрос и совсем другое — реально платить. Выяснилось, что практически никто о нововведении еще не знает, но идею поддерживают практически все. Например, представители Байкалбизнесцентра ее одобряют. "Почему бы не вносить посильную помощь. Дело-то как-никак огромной важности. Лишь бы схема помощи оказалась разработанной без малейших изъянов".
В другой известной компании, Байкалвесткоме, мы узнали, что крупнейший региональный оператор сотовой связи и без того помогает Байкалу. Так, за счет его средств восстановили аквариум байкальских нерп в Листвянке. Кроме того, в планах компании финансирование работ по очистке дна озера.
Словом, идея отличная со всех сторон. Только представители некоторых фирм уверены, что к столь необходимому делу не мешало бы привлечь многих других коммерсантов, пусть даже названия их компаний совсем с Байкалом не связаны. Мысль такая: все мы живем рядом с Байкалом и гордимся этим. Выходит, и спасение озера должно волновать и касаться всех.
Тезки бывают разные
Присвоить фирме название, содержащее слово "Байкал", нетрудно. Вернее, совсем даже легко. Главное — проявить хоть немного фантазии, присовокупив к названию озера пару-тройку других слов. Перечислять такие компании нет смысла. Наверняка у каждого на слуху штук десять таких.
Причем помогает Байкал не только местным фирмам. Даже в столице им не брезгуют. Еще бы! Ведь с чем же еще в России может так надежно ассоциироваться понятие чистоты, красоты и здоровья?
Россию трогать нельзя, а Байкал можно?
Государство лихорадочно пытается найти денег, чтобы поддержать жизнедеятельность священного озера. Простые граждане языки смозолили фразами: "Как все загадили и сколько это будет продолжаться". А экологи устраивают пикеты, обличают и собирают финансы из мировых благотворительных фондов. Однако средства буквально под боком.
В то же время известно, что к использованию слова "Россия" в коммерческих целях предъявляются достаточно жесткие требования. Фирма, использующая это слово для своего названия, должна соответствовать идеям российской государственности.
Но вот законодательной возможности обязать владельца какой-нибудь коммерческой структуры типа "Байкал" сделать что-либо для экологической защиты озера пока еще нет. А появится ли она?

Метки:
baikalpress_id:  44 024