Спасатели взяли на службу "Мангуста"

На катере МЧС есть все и даже немного больше

В прошлую субботу в Иркутском аэропорту приземлился военно-транспортный самолет Минобороны России Ан-124 "Руслан" с необычным грузом на борту. В огромном брюхе самолета находился быстроходный глиссирующий катер, произведенный по спецзаказу МЧС для проведения спасательных работ на Байкале. "Мангуст", так называется катер, оснащен суперсовременным оборудованием, которое позволяет, по словам его создателей, тушить пожары, спасать людей и суда, ликвидировать выброс нефтепродуктов с поверхности воды и многое другое. За операцией по выгрузке катера из самолета и доставке его на воду наблюдал корреспондент "Пятницы".

Слухи и домыслы
Во-первых, впечатляли размеры самого катера. Даже внутри огромного "Руслана" он не казался маленьким. В высоту — с двухэтажный дом, в длину — метров 20. Современные обтекаемые формы. На борту — российский триколор и эмблема МЧС России.
Между тем получить какую-то информацию о назначении судна от представителей МЧС оказалось делом непростым. Они держались крайне обособленно и даже несколько надменно. Один из его руководителей, прибывший на аэродром в роскошном джипе "Ленд-Ровер" с эмблемами МЧС, поначалу вообще отрицал свою причастность к катеру, однако затем он активно принялся руководить действиями рядовых сотрудников МЧС. Такая конспирация наводила на некоторые размышления. Не секрет, что долгое время вокруг катера ходили разные версии, вплоть до того, что его заказали для представительских целей, чтобы катать высоких гостей. Упоминалось даже имя Президента России.
Ситуацию несколько прояснил Игорь Самовольнов, начальник Главного управления по делам ГО и ЧС по Иркутской области:
— Дело в том, что акватория Байкала довольно большая, — сказал он, — сил спасения на озере недостаточно, и очень важно своевременно прийти на помощь. Этот скоростной катер развивает скорость 50—70 км в час, что позволит своевременно среагировать на чрезвычайные ситуации, возникающие на акватории Байкала. В нашем регионе такой катер никто бы построить не смог. Экипаж уже прошел предварительную подготовку. Сейчас судно доведем до кондиции и начнем работать.
На "Мангусте" есть все и даже немного больше
Пока шла разгрузка, корреспондент "Пятницы" попытался выяснить технические параметры "Мангуста".
Катер сооружен на крупнейшем в России судостроительном заводе в Рыбинске (Ярославская область). Кстати, строят там не только катера, но и роскошные плавучие гостиницы, суда военного назначения, танкеры, сухогрузы. Одним из наиболее громких проектов концерна "Вымпел" стала президентская яхта.
"Мангусты" изначально разрабатывались в качестве патрульно-сторожевых катеров для пограничников и оснащались ракетным оборудованием и пулеметами. Затем быстроходным катером заинтересовалось МЧС. Соглашение о производстве катеров для главного спасательного ведомства страны было подписано в прошлом году.
К сожалению, изнутри катер посмотреть не удалось, однако рыбинские судостроители, сопровождавшие груз, разрешили ознакомиться с технической документацией, позволяющей судить о ходовых качествах "Мангуста" и внутреннем оснащении.
Выяснилось, что катер способен осуществлять следующие функции: поиск судов и людей, терпящих бедствие; спасательные работы на судах; проведение водолазного обследования гидротехнических сооружений; тушение пожаров на судах и береговых сооружениях, пирсах; установка боковых сооружений для ликвидации на акватории нефтепродуктов и т.д.
Полное водоизмещение судна составляет 32 тонны. "Мангуст" способен развить скорость до 40—45 узлов. В рубке катера установлены пульты дистанционного управления дизелями, радионавигационное оборудование, куда входит аппаратно-программный комплекс бортовой аппаратуры на базе двух УКВ-станций, станция спутниковой связи с радиоудлинителем, ноутбуком и модемом для передачи данных, эхолот, магнитный компас, радиолокаторы с дисплеями на жидких кристаллах и много чего еще.
Корпус катера разделен на 6 отсеков. О том, сколько пассажиров он может взять на борт, в сопроводительных документах не говорится. Также не указывается, имеются ли на катере каюты со спальными местами. Впрочем, выяснились некоторые другие любопытные подробности.
Для отдыха на судне предусмотрена уютная кают-компания, обшитая декоративными панелями. Также здесь имеются: стол обеденный, диван с мягкой спинкой, рундуки с провизией, шкафы для посуды, холодильник, электроплита, вытяжка над плитой, кофеварка, мойка из нержавеющей стали с подводом горячей и холодной воды нагреватель воды, цветной телевизор. В сангигиеническом блоке имеются умывальник, держатель для полотенец, зеркало, вентилятор, розетка для бритья, унитаз и даже такая милая подробность, как держатель туалетной бумаги. Словом, комфорт на высшем уровне.
О цене вопроса знает только министр
Ну и наконец, сколько стоит это чудо? Увы, на этот вопрос никто ответить не смог.
— О цене пусть скажут те, кто его заказывал, — сказал Игорь Самовольнов, — то есть в руководстве МЧС России.
Представители завода тоже хранили по этому поводу молчание.
Поэтому нам придется исходить из сравнительных аналогий. Например, известно, что на Московском судостроительном заводе скоростной катер чуть меньших габаритов гражданского назначения стоит от 300 тысяч до 20 миллионов евро. Но это без специального навигационного и спасательного оборудования. "Мангуст" же буквально напичкан дорогостоящей техникой. Так что по логике он, думается, должен стоить не меньше. В любом случае его стоимость наверняка измеряется в миллионах долларов.
Покорится ли "Мангусту" байкальская волна?
Больше десяти часов ушло на сооружение уникальной эстакады из четырех рядов рельс, которые необходимо было проложить от стоящего в самолете катера до платформы.
Уже глубокой ночью катер наконец полностью выкатили из "Руслана" и двумя кранами установили на платформу тягача. К утру спецгруз был доставлен в яхт-клуб в Солнечном. На пирсе катер подцепил плавучий кран. Однако исторического момента погружения катера на воду зрители так и не увидели. В Николу катер отправился в подвешенном виде.
Кстати, за всеми этими действиями с любопытством наблюдали бывалые мореходы из яхт-клуба. Высказывались различные мнения, в том числе и скептические. По словам одного яхтсмена, пожелавшего остаться инкогнито, в океане и открытом море волна хоть и высокая, но длинная — там ходить намного легче, чем по Байкалу. Особенностью здешних вод является высокая и короткая волна, поэтому вряд ли катер такой конструкции сможет ходить по озеру быстро. Впрочем, поживем увидим.
Автор благодарит за содействие при подготовке этого материала руководство ОАО "Иркутск-Кран-Сервис"

Метки:
baikalpress_id:  1 411