Для маршруток придумали закон

Нам обещают, что количество машин сократится, но в очередях пассажиры стоять не будут

23 июня областные парламентарии приняли проект нового закона, касающегося работы маршрутных такси. Теперь за право перевозить пассажиров владельцы маршруток будут бороться. Особенность события заключается в том, что на региональном уровне такой закон приниматься не должен, однако местные власти сочли это необходимым. Когда именно закон вступит в силу, еще не известно, но уже сейчас вокруг этой темы много разногласий.

Цена розничная. Восемь рублей за штуку
Маршрутное такси — самый распространенный вид транспорта в нашем городе. В Иркутске работает более 2800 машин, большинство из которых скапливается на самых популярных маршрутах. В то время как существуют непопулярные маршруты, на которых ездит меньше людей, и поэтому частникам невыгодно ставить туда свои машины. Вот и получается, что на одних конечных, вроде Маршала Конева, аэропорта или сквера Кирова, маршрутки скапливаются в очередь, а на других, вроде Жилкино, люди не могут уехать.
При этом качество обслуживания оставляет желать лучшего. Во многих машинах невозможно ехать комфортно из-за сломанных сидений, оконных рам, тесного пространства. Общение с водителями часто выливается в скандал, когда водитель или проезжает нужную остановку, или не желает давать сдачи с крупной купюры. Статистика ДТП на иркутских дорогах показывает, что маршрутки стали чрезвычайно опасным средством передвижения из-за того, что не выполняются условия безопасности.
— Сегодня частник видит не пассажира, которому он оказывает услугу, — говорит Иосиф Рафаелян, начальник городского департамента транспорта и связи, — он видит восемь рублей. Ради того, чтобы их подобрать, он готов остановиться на середине дороги. Но это же неправильно!
В итоге (кстати говоря, еще в прошлом году) на депутатских слушаниях вынесли предложение о проведении конкурса за право работать на коммерческих маршрутах. Проблема заключалась в том, что существующее федеральное законодательство не позволяет принимать такие решения на региональном уровне. Впрочем, практика других городов, в частности Хабаровска, Красноярска, Оренбурга, Новосибирска, показывала, что внедрение подобного конкурса может благотворно влиять на ситуацию на дорогах.
Надо организовать каждую минуту
В чем будет заключаться суть конкурсов? Для начала посмотрим на существующее положение дел. На 2800 машин приходится всего лишь около 300 владельцев, имеющих лицензию. Причем те, кто имеет лицензию, не обязательно имеют автомобиль. Как такое получается?
— На маршрутном такси у нас сейчас полный криминал, — говорит Иосиф Рафаелян. — Когда свершается ДТП, невозможно найти концов. Совершивший аварию, машину тут же продает и заявляет — я этим не занимаюсь. А тот, с кем заключен договор, говорит — а я этого не делал. В итоге пострадавший в ДТП человек не может найти того, кто станет возмещать ему ущерб.
В то же время закон не запрещает выдавать лицензии всем желающим. А раз не запрещает, надо придумать что-то, чтобы гарантировало безопасность перевозок. И в частности, работу самого перевозчика. На данный момент в Департаменте транспорта собраны сведения о количестве пассажиров, которые перемещаются по городу, пользуясь общественным транспортом. Теперь осталось рассчитать, сколько потребуется машин, чтобы грамотно их перевезти.
— Например, на маршруте работает 200 машин, — говорит Иосиф Рафаелян. — Надо организовать каждую минуту их работы. Чтобы вышел человек на остановку и уехал. Если для этого нужен будет интервал в одну минуту — сделаем одну минуту.
При этом предполагается, что из 200 машин останутся сто, а может, и пятьдесят. Это значит, что кто-то останется не у дел, но кто-то получит гарантированное рабочее место с гарантией постоянной прибыли. Это, по словам начальника Департамента транспорта, облегчает жизнь как владельцам маршрутных такси, так и пассажирам. Владелец будет знать, что у него не отберет хлеб появившийся на его маршруте новый обладатель точно такой же лицензии, тогда он сможет брать кредиты в банке на закупку тех же хороших машин. А пассажиры, в свою очередь, будут ездить на этих хороших машинах, и риск попасть в аварию у них исчезнет.
Маршрут N 8 обслуживает Иванов
Правда, тут возникает вопрос — а не получится ли так, что на остановках станут скапливаться очереди? Сейчас маршруток много, но даже в час пик уехать из отдельных районов города весьма проблематично. На это Иосиф Рафаелян отвечает:
— Хороших машин хватит, и проблемы уехать не будет.
Допустим. Но тут же возникает другой резонный вопрос — а кого тогда будут убирать с маршрутов? Кто пройдет этот конкурс, а кто нет?
Проводить конкурс будут различные структуры — ГИБДД, транспортная инспекция, отдел по защите прав потребителей, депутаты, предполагается привлечение общественности. Чтобы люди знали, на таком-то маршруте их будет обслуживать Иванов, вот его адрес, найти его можно там-то. И тогда найти ответственного за ДТП будет просто.
Даешь качественное и безопасное обслуживание!
Каждой машине будут давать свою оценку. Будет учитываться информация ГАИ о том, были ли нарушения. С транспортной инспекции — как выполнял лицензионные требования. Будут оценивать состояние подвижного состава, как работал водитель, по какому тарифу (в Департаменте транспорта утверждают, что сегодня рады тем, кто возит дешевле), есть ли на него жалобы. Сегодня 377 машин возят бесплатно двух человек по пенсионному удостоверению — это тоже будут учитывать.
В итоге те, кто останется, смогут полноценно работать, а те, кто конкурс не пройдет, встанут в очередь. Но только те, чьи машины будут признаны пригодными. Таким образом, считается, что будет создана здоровая конкуренция. Когда владельцы лицензий будут знать, что на их место всегда кто-то метит, будут стараться работать лучше. Потому что, случись что на каком-либо маршруте, проведут новый конкурс.
— Федеральная власть в первую очередь должна беспокоиться о людях! — говорит Иосиф Рафаелян. — Да, мы понимаем, что маршрутные такси — это рабочие места. Однако жизнь и здоровье людей важнее. Мы за качественное и безопасное обслуживание пассажиров.
Когда наступит время проведения конкурсов, еще не известно. В целом все выглядит неплохо, однако, если честно, со стороны напоминает раздел власти. Хотя, если это действительно поможет улучшить существующую ситуацию на дорогах и в салонах маршруток, рядовым иркутянам не важно, кто и кому за это будет платить. Главное, чтобы не стало хуже. А то и впрямь, не дай Бог, придется в очередь вставать. И проезд подорожает. И тогда наши депутаты будут придумывать что-нибудь еще.

Метки:
baikalpress_id:  27 153