Ольхонцы начинают верить в электричество

Они подсчитывают, сколько опор поставили строители

Продвигается строительство линии электропередач на острове Ольхон. Островитяне пристально следят за работой строителей. О том, что конкретно сделано и сколько еще предстоит сделать, корреспонденту "Пятницы" рассказал генеральный директор ОАО Электросетьстрой Казбек Астемирович Хостикоев.

Обычного электричества, которое подается по проводам и которое мы воспринимаем как что-то естественное, на Ольхоне никогда не было. Тем не менее раньше, до перестройки, жители острова не сидели при свечах, как нынче. Остров имел постоянное электроснабжение от дизельной станции Маломорского рыбозавода. После распада СССР эту заботу взяла на себя районная администрация. Но дизельные станции работают всего несколько часов в день, а их содержание и закупка топлива обходятся очень дорого. Поэтому островитяне уже много лет ждут постоянного, проводного электричества в своих домах.
Строительство ЛЭП, которое работники Электросетьстроя начали в 2000 году на участке Еланцы — Черноруд — МРС, завершилось в конце прошлого года. В настоящее время жители прилегающих поселков имеют качественное напряжение. Раньше они не могли пользоваться даже элементарными бытовыми приборами, как холодильник или телевизор. То, что произошло полгода назад, для них поначалу было настоящим праздником. По словам строителей, везде началось оживление. В прибрежной зоне идет настоящий бум. Строятся частные дома и коттеджи, туристические базы. А цена на землю значительно возросла.
Теперь строители взялись обеспечить "лампочкой Ильича" административный центр острова Ольхон — поселок Хужир. Проблемой была доставка на остров около 6—8 тысяч тонн груза, в том числе высотных опор и фундамента под них. Использование в этом случае вертолета или самолета исключено. Они не в состоянии поднять такой груз. В прошедшем марте сотрудники Электросетьстроя часть груза перевезли по льду. Таким же образом на Ольхоне оказалось все необходимое для нормальной жизнедеятельности строителей: вагончики, дизельная электростанция.
Сейчас на самом острове установлено 179 опор по равнинной местности. В ближайшее время объектом строителей станут горы. Жители Ольхона долго не верили, что и они заживут как люди. Ведь об этой проблеме говорят давно. Увидев строителей и массу техники, ольхонцы все еще скептически посматривали в их сторону. Потом бабульки, встречаясь в магазине, сообща считали, сколько опор уже поставили. Казбек Астемирович Хостикоев обещает, что установку всех опор по острову строители закончат до конца этого года. Кроме того, будет сделана разводка 10 киловольт от Хужира до Харанцов и Малого Хужира. Питаться эти линии будут от подстанции в Хужире.
Решается вопрос и с проведением кабеля в районе паромной переправы на остров (1800 м). Из возможных двух вариантов от установки переходных опор на материке и берегу острова и протягивания между ними провода отказались. Он достаточно дорогой. Кроме того, в этом месте сложные климатические условия, сильные ветры. А стационарной метеостанции никогда не было. Значит, и не существует результатов многолетних наблюдений, без которых предсказать, как поведет себя воздушный кабель, невозможно. А опоры для него потребуются высотой как минимум 100 метров.
Остановились на втором варианте — пропустить кабель по дну Байкала. Тем более что такие случаи уже не редкость. Еще во время Великой Отечественной войны кабель в блокадный Ленинград проходил по дну Ладожского озера. Сегодня технологии достигли высот. На Ольхоне намерены использовать новый вид кабеля в полиэтилене, изготовленный в Германии. Это будет способствовать не только "вечному" безопасному нахождению в воде (гарантия кабеля 100 лет), но и безопасности с сейсмической точки зрения. Но для этого необходима долгая работа многих структур. К разработке проекта были подключены специалисты Лимнологического института, которые хорошо исследовали практически все дно Байкала.
С зимы водолазы занимаются изучением дна, где пройдет кабель. Исследования они проводят зачастую с ломом или специальным буром — ими измеряют толщину песка и других пород. Один из водолазов работает с камерой для съемок. Во время замера грунта часто поднимается муть. Это еще одно препятствие. А на теплоходе ученые анализируют результаты работы на дне. По их мнению, проще было бы проложить кабель в месте прохождения парома: расстояние поменьше и дно получше. Но кабель должен проходить не ближе 100 метров от паромной переправы.
Уже к 26 июня должно быть окончательно ясно, каким образом и где протянется кабель. После этого проекту предстоит пройти через ряд инстанций. Вообще, закончить этот участок планируется к 30 июня 2005 года. Там останется дело за малым. Соединить все участки строительства воедино и обеспечить наконец-то островитян долгожданным электричеством.

Загрузка...