Курить дешевые сигареты будет дорого

С нового года дешевые сигареты по ценам приблизятся к дорогим. Так решили депутаты Госдумы и приняли в первом чтении закон, который весьма ощутимо повысил акциз на низкосортный табак. Что за этим стоит? Лоббирование интересов табачных компаний, выпускающих дорогие сигареты? Забота о здоровье нации, большая часть которой курит низкосортный табак? Или забота о федеральном бюджете? Что и по какой цене будет курить народ благодаря этому закону, выясняли корреспонденты "Пятницы".

{Акциз — один из видов косвенного налога. Он включается в цену товара и изымается в бюджет у производителя продукции. Акцизным налогом облагаются винно-водочные изделия, пиво, табачные изделия, деликатесы, предметы роскоши, автомобили.}
Битва за курильщиков
Главная особенность России, которая отличает ее от более или менее развитых стран, — невообразимая для западного мира дешевизна сигарет — за пять рублей можно купить пачку сигарет с фильтром. Зато дорогие сигареты стоят в 10 раз больше. Такого больше нет ни в одной стране.
Табачные компании поделили между собой российских курильщиков и сами разделились на два фронта. Деньги делают по-разному: одни зарабатывают на редких покупателях дорогих сигарет, другие — на объемах продаж дешевых. 45 миллионов курильщиков (а именно столько россиян являются поклонниками табачного дыма) побуждают производителей сигарет разворачивать нешуточную борьбу за место под солнцем. Только солнце в данном случае — это система налогообложения, которая может одних производителей греть, а других обжигать.
По официальным данным, на долю сигарет дешевле 9 рублей пришлось в прошлом году 33,6% производства. Еще около трети пришлось на сигареты ценой от 9 до 19 руб. Очевидно, что отнюдь не дорогие марки делают погоду и что именно за потребителей недорогих сигарет разворачивается основная борьба. Хотя на самом деле себестоимость сигарет сегодня — понятие относительное. Основные затраты при производстве уходят вовсе не на табак, бумагу или ацетатное волокно для фильтров, а на рекламу и имидж марки. И разница между "Явой" и Marlboro с точки зрения качества может быть отнюдь не так велика.
Какие акцизы лучше?
История акцизов на табак с 1992 года и до наших дней пережила три эры. До 1997 года применялась адвалорная система налогообложения. За витиеватым названием налога стоит простая суть — какой-то процент от стоимости сигарет взимается с оптовых торговцев. Тогда это было очень удобно для налоговиков в условиях высокой инфляции и еженедельного переписывании ценников. Однако проявились недостатки этой системы: занижения отпускной цены оптовыми торговцами или таможенной стоимости при импорте. В итоге потребители травились контрабандными и поддельными сигаретами.
С 1998 по 2002 год применялась другая форма акцизов — специфическая. Ее суть тоже проста: акциз взимается не в торговле, а непосредственно с производителя: за тысячу сигарет — фиксированная энная сумма в зависимости от сорта сигарет. Курильщики помнят, как в эти годы неумолимо росли цены на сигареты.
В 2003 году опять изменения — введена комбинация из специфического акциза (50 рублей за выпуск тысячи сигарет с фильтром и 19 рублей за тысячу сигарет без фильтра) и адвалорного (5 процентов от фабричной отпускной цены). Это в какой-то мере стало поддерживать отечественных производителей в лице некрупных фабрик. Да и цены перестали шокировать своими скачками. Но вскрылся другой недостаток — стал страдать бюджет.
В прошлом году налоговые поступления от табачных акцизов оказались заметно ниже запланированных, вполне очевидно, что опять начались махинации с занижением отпускных цен — Министерство по налогам и сборам недовыполнило задание по сбору табачных акцизов на 21 процент.
Скорее всего, именно это стало причиной пересмотра закона об акцизах на табачные изделия, который был принят в первом чтении депутатами Госдумы в конце мая. Только увеличить налоговые сборы решили почему-то за счет производителей дешевых сигарет — новый закон повысит акцизы с более вредных марок с высоким содержанием смол и других вредных веществ. А это сделает дешевые сигареты не такими уж и дешевыми.
Здоровье нации или интересы компаний?
В новом году производителям дешевых сигарет придется платить акциз на 30 процентов выше, чем в этом году. Для производителей дорогих сигарет акциз, как и прежде, вырастет лишь на процент инфляции (обычно это 10—15 процентов). Адвалорная составляющая акциза не изменится и составит и для дешевых, и для дорогих сигарет 5 процентов.
Все это скажется на стоимости дешевых сигарет, которые по сравнению с дорогими марками просто перестанут быть дешевыми. Но к чему такой шаг?
Депутат Госдумы Сергей Колесников, с которым по телефону связался корреспондент еженедельника "Пятница", сообщил, что был за принятие закона, имея свою профессиональную точку зрения — медицинскую:
— Курение вредных низкосортных сигарет может привести к тяжелым заболеванием, в том числе и онкологическим. Производители дешевых сигарет должны платить за вред, который наносят здоровью россиян. Повышение акцизов, а значит, и цен на сигареты с низкосортным табаком способствует понижению его потребления. Сигареты низкосортные и высокосортные приблизятся друг к другу по ценам, и люди предпочтут брать сигареты с высокосортным табаком.
Действительно, повышение акцизов на табачные изделия уже который год сводится к теме здоровья нации. Но почему-то в России, в отличие от многих стран мира, органы здравоохранения никак не участвуют в установлении правил налогообложения сигарет. И это при том, что из-за курения в России ежегодно умирает 200 тысяч человек.
Получается, что за желанием правительства отучить народ от сигарет без фильтра или вовсе заставить россиян бросить курить кроются интересы федерального бюджета и крупных табачных компаний? Ведь малейшие изменения в акцизах мгновенно дают возможность заработать производителям то дешевых сигарет, то дорогих.
Очень недоволен нововведением другой депутат Госдумы, который раньше возглавлял ростовскую табачную компанию "Донской табак". Он считает, что нужно было повышать не акциз на дешевые сигареты, а налог, взимаемый с продавцов (адвалорный), с 5 до 10 процентов:
— Тогда бюджет дополнительно выручит 5,5 миллиарда рублей! Так почему же мы отказываемся брать такие деньги и допускаем ситуацию, когда доля налоговой нагрузки на дешевые сигареты составляет 63 процента, а на дорогие — 11,4 процента?
— Говорят, что мы лоббируем интересы компаний, которые выпускают высокосортный табак, — говорит на это депутат Сергей Колесников. — На самом деле были те, кто откровенно лоббировал. Но мне, как депутату-одномандатнику, некого лоббировать — в Иркутске нет табачных компаний.
Есть основания полагать, что повышение акцизов — не последнее действие, направленное против табакокурения. Еще в 2001 году был принят закон о профилактике табакокурения. Тогда была жуткая борьба между депутатами, но закон все-таки был принят. В нем прописаны нормы, которым должна соответствовать вся табачная продукция. Современное качество многих сигаретных марок не соответствует этим нормам. Но закон предусматривает, что эти нормы должны быть достигнуты к 2006 году. Осталось два года.

Метки:
baikalpress_id:  27 213