Неприметное сокровище Иркутска

Немодные памятники нашего городка

Оказывается, на памятники тоже бывает мода. В Советском Союзе монументы устанавливали часто и довольно долго — с послевоенных лет до 70-х годов. Запечатленные в камне или железе вожди и народные герои появлялись во всех городах и в больших количествах. В то время иметь на территории организации архитектурную форму было не только модно, но и считалось правилом хорошего тона. С тех пор прошло достаточно времени, герои и вожди поменялись, а памятники по-прежнему стоят, вот только мало кто их замечает. О монументах, обделенных вниманием, и моде на памятники узнавали корреспонденты "Пятницы".

Вожди самоутверждались в камне и железе
Бум на памятники начался в СССР после войны, а в 60—70-х годах достиг апогея — на улицах городов большим потоком начали появляться разнообразные памятники и другие архитектурные монументы. Сегодняшние историки называют этот процесс периодом освоения классического наследия. Именно тогда очень популярно стало самоутверждаться в виде монументов. Почти к каждому юбилею или к празднику появлялась серия новых памятников.
— Это была эпоха вождей, эпоха ренессанса и возрождения, в которой именно человек являлся мерой всех вещей. В связи с этим стремительно начала развиваться знаковая акция, вожди самоутверждались в камне и железе. Памятники стали иметь пропагандный характер. Также монументы использовали как знак или символ чего-либо, — говорит Александр Прокудин, начальник историко-архитектурной службы Иркутского центра сохранения культурного наследия.
Они не мешают, пусть себе ветшают
Мода закончилась вместе с началом перестройки. За это смутное время многие монументы были свергнуты, осквернены вандалами и изувечены, а некоторые заботливо вывезены гражданами на приусадебные участки или спрятаны до лучших времен. Стоит отметить, что в Иркутске стихийного и публичного свержения памятников не было. Наши монументы просто преданы забвению и тихо ветшают.
— Эти памятники можно отнести к малым старым архитектурным формам. Большинство из них не состоят под охраной, как полагается, и значит, не имеют никакой художественной ценности, — рассказал корреспонденту "Пятницы" Вадим Шахеров, историк, директор Музея истории города. — Одновременно с появлением таких каменных скульптур появлялись ведомственные музеи. Располагались они на территориях заводов и организаций. А после того как предприятия стали приходить в негодность, о музеях и скульптурах тоже забыли. Например, на заводе имени Куйбышева тоже был такой музей, но после закрылся, а остатки наследия исчезли с концами. Такая же судьба, скорее всего, ожидает остальные памятники из этой категории.
Что же будет со старыми памятниками? Со всеми этими Ильичами, рабочими, учеными?
— Они никуда не денутся, будут продолжать украшать город, — уверен Вадим Шахеров. — Хотя многие из них стоило бы снести. Например, вазон около лингвистического университета, установленный к трехсотлетию Иркутска, совсем не вписывается в архитектуру города. На его месте стоило бы установить что-то более стоящее. А вот памятник Обручеву, хоть и стар, но очень нужен, так как ученый очень многое сделал для страны. Кстати, монумент ему был установлен по инициативе геологического управления. Я считаю, что если уж и придется этим памятникам продолжать жить, то нужно и содержать их в приличном состоянии, чего делать пока никто не собирается.
Памятник корове
Если памятники прошлых лет в основном имеют тематику войны и революции, то сейчас спрос на нечто оригинальное, "штучное". Нынешние архитектурные формы более стилизованные и конкретные.
Например, на прошлой неделе, 4 июня, в Иркутске появился необычный памятник. Во дворе стоматологической больницы (угол Ленина и Карла Маркса) появился памятник корове.
Корова сделана в натуральную величину — дерево внутри, металлопластик снаружи. Кроме своих естественных размеров, памятник имеет схожесть с животным во всем остальном — уши, массивные рога, полное молока вымя, копыта, хвост.
Корова смотрит большими добрыми глазами и обладает шикарными медными ресницами. На шее — внушительный действующий колокольчик.
Инициатором строительства этого памятника стал директор стоматологического центра Василий Герман, а создать корову помогли деньги спонсоров.
Чтобы понять, почему именно корова, нужно проследить за логическими рассуждениями стоматологов: чтобы зубы были здоровыми, им нужен кальций, кальций есть в молоке, а молоко нам дает корова. Вывод прост: пейте дети молоко — будете здоровы.
Потому и появился такой необычный монумент на лужайке перед центром.
Какие бы мотивы ни стали причиной появления памятника, одно сомнению не подвергается — красиво и приятно. Вот только неясно, как долго коровушка будет оставаться целой — при ближайшем рассмотрении видно, что некоторые части закреплены не очень надежно. И все-таки ее появление говорит о многом. Например, о том, что скульптура как знак или символ может быть замешена не только на идеологии. И еще о том, что наконец-то стали появляться памятники, на которые приятно смотреть.

Метки:
baikalpress_id:  1 293