Это вам не ля-ля-ля, это песни хрусталя

На бокале с водой можно сыграть Моцарта. Если уметь

В прошлое воскресенье в Иркутской филармонии состоялся удивительный концерт — сложнейшие классические произведения были сыграны на хрустальных бокалах. Музыканты из Барнаула Тимофей Венковский и Игорь Скляров произвели настоящий фурор. Тому, что они вытворяли, поражались даже учителя музыки с большим педагогическим стажем.

Тридцать пять хрустальных бокалов на ровной доске — это глас-арфа. И двадцать четыре стеклянные трубы — это глас-орган. В них в разных пропорциях налита вода — таким образом музыканты настраивают свои инструменты. Играть на них можно исключительно мокрыми пальцами.
— Лет пять назад, — рассказывает Тимофей, играющий на глас-органе, — мы с Игорем сидели в кабаке, выпивали. Случайно дотронулись до одного из бокалов и услышали совершенно необыкновенный звук. Мы были потрясены до глубины души и на следующий день совершили настоящий налет на магазины посуды, скупили практически все стаканы, которые могли найти. Попробовали играть, но у нас ничего не получилось. Мы были жутко расстроены, а потом нас осенило — играть надо мокрыми руками, только тогда получается звук.
Звуки, издаваемые хрустальными бокалами, нельзя ни с чем сравнить. При этом оба инструмента настроены точно так же, как пианино или скрипка. Однако барнаульские музыканты говорят, что не все можно сыграть на глас-арфе и глас-органе.
— Популярная музыка не получается, — улыбается Тимофей, — только классика. Многие спрашивают, можно ли сыграть "Мурку"?
"Мурка" — это слишком простое по своей композиции произведение для столь совершенных инструментов. В этом можно убедиться, только послушав их, и никакие объяснения тут не помогут. Моцарт, Шуберт, Бетховен, Чайковский, Прокопьев, Вивальди — музыку этих композиторов можно сыграть на хрустальных бокалах. Причем по сложности и точности она не отличается от той, которую можно сыграть на обычных музыкальных инструментах.
Иркутская публика, пришедшая на концерт, сопровождала каждое музыкальное произведение гулом обсуждения, охами восторга и вопросами — а как музыканты додумались до того, чтобы играть на таких инструментах?
— Мы люди не такие уж далекие от классического образования, — пояснили "хрустальные" музыканты, — оба закончили Новосибирскую консерваторию. Игорь — по классу баяна, а Тимофей — фортепиано. Но узнав, что звуки могут быть абсолютно не похожими ни на что, мы решили экспериментировать.
А экспериментировать пришлось много. Как выяснилось со временем, бокалы должны быть одного размера. Для этого пришлось делать специальный заказ на одном из германских заводов по изготовлению хрусталя. Далее — они должны быть разными по ширине, от этого зависит чистота звука. И надо было узнать, сколько воды наливать в каждый бокал, чтобы они соответствовали нотам каждой октавы.
— Мы пробовали даже наливать туда спирт, — поделился Тимофей, и зал весело засмеялся, — но, так как звучание от этого не меняется, решили, что воду лить будет дешевле.
Пожилая женщина спросила из зала, не хотят ли музыканты запатентовать свое изобретение?
— Вот-вот, — рассмеялись Тимофей и Игорь, — мы тоже думали, что изобрели новый музыкальный инструмент. Но почитали литературу и узнали, что еще триста лет назад в Китае играли на хрустальных бокалах. Там была несколько иная методика, но смысл один и тот же.
Игорь и Тимофей уверили иркутян, что создавать музыку подобным способом может каждый человек.
— Попробуйте, — сказали они, — налейте в любой стакан немного воды, намочите пальцы и проведите ими по краешку.

Загрузка...