В Усолье живет девочка-вундеркинд

Лена Вальчук закончит школу в 13 лет

В семь месяцев Лена Вальчук познакомилась с буквами, в два года и три месяца начала читать. К семи годам девочка закончила 3-й класс. Сейчас ей одиннадцать, и она сдает экзамены за 9-й класс лицея. На встречу с вундеркиндом отправился корреспондент "Пятницы".

Обычный ребенок
Как может выглядеть очень умный ребенок в 11 лет? Из комнаты вышла симпатичная высокая девочка, черные волосы, темные глаза. Вот так бы встретила на улице и не подумала, что это вундеркинд.
Лена Вальчук родилась в Усолье-Сибирском. Когда девочка появилась на свет, ее папе было 45, а маме 30. Отец девочки Вячеслав Семенович был преподавателем физики, мама Ольга Васильевна — главный врач физкультурного диспансера.
Особые способности маленькой дочери родители заметили, когда ей исполнилось 7 месяцев.
— Началось с того, что мы с мужем решили купить домой маленькую школьную доску. Увидели и решили купить — пока есть, на будущее. Лене тогда было 7 месяцев. Принесли домой и поставили на пол. Дочь как раз училась ползать. Однажды она подползла к доске и стала показывать пальчиком на буквы.
С этого и началось — я брала Лену на руки и показывала ей буквы. Наш папа как раз был в командировке. Когда он вернулся, Лена уже могла самостоятельно показывать те буквы, которые я ей говорила, — рассказывает Ольга Васильевна.
Разговаривать девочка еще не умела, поэтому только показывала. Отец, видя такие способности своей дочери, начал понемногу с ней заниматься. Лене это нравилось.
— Вот мы, например, идем гулять и по дороге проговариваем по буквам: "Что это? Дом — д-о-м". А она повторяет — и так обо всем.
Нам не казалось это чем-то лишним — мы рассказывали ребенку то, что ей было интересно. Никто ее не заставлял. Мы никогда особо не задумывались, что Лена — необычний ребенок. Она просто способная, это гены такие.
Окружающие к таким особенностям маленькой девочки относились спокойно.
В школе Лене очень скучно
В детский сад Лена не ходила — сидела дома с мамой. Кстати, Ольга Васильевна кормила дочь грудью до трех лет. По предположению матери, это один из факторов, который повлиял на формирование необычных способностей ребенка.
Мама вышла на работу, когда дочери было три года. Лена стала часто бывать с папой в институте. Вячеслав Семенович говорил: "Я ей за два месяца всю физику на пальцах объясню!" Когда однажды студентка на зачете у отца окончательно запуталась, Леночка не выдержала, подошла и сказала: "Да вольтметром измеряют напряжение! Вольтметром! Папа! Ставь всем двойки и пошли домой!"
В пять лет Лену решили отправить в школу. Учителя согласились: справится — пусть учится. Однако в первом классе Лене было скучно — читать, писать печатными буквами она уже умела. Во второй класс решили не ходить, а сразу отправились в третий.
В Усолье не было возможности учить ребенка по индивидуальной программе, поэтому Вячеслав Семенович сам занимался с дочерью, взяв учебники в библиотеке. Лене было достаточно объяснить тему один-два раза, и она понимала и запоминала материал. А в школе это же рассказывали на протяжении нескольких уроков.
Следующим для Лены стал 6-й класс. Остальные классы пошли по порядку — 7-й, поступление в лицей — 8-й, 9-й классы.
При все этом вундеркиндом Лена Вальчук себя не считает — у нее все не случайно, а обусловлено генами.
В любимчиках быть не хочет
Лена говорит, что никогда не замечала, что учителя относятся к ней как-то по-особенному. Наоборот, утверждает юная лицеистка, ей бы хотелось, чтобы с нее спрашивали так же, как с остальных, и не делали поблажек в связи с возрастом.
— Когда я поступала в лицей, — рассказывает Лена, — и сдавала последний, третий экзамен — английский, учителя не знали, что я младше остальных и спрашивали так же, как и всех. Это мне понравилось. Я понимаю, что меня взяли по знаниям, а не из-за чего-то еще.
У всех гениев безобразный почерк
В первых классах у учителей даже были претензии к девочке — некрасивый почерк. Мама переписывала с Леной целые страницы текстов, но это не дало результатов, поэтому ребенка оставили в покое. Кстати, есть наблюдение, что у гениальных людей обычно безобразный почерк...
Что касается оценок, то Лена не отличница и не стремится быть ею:
— До определенного момента я стремилась получать только пятерки. Но, когда я поступала в лицей, одна отличница сдала первый экзамен на двойку, вот тогда я поняла, что все эти пятерки — не главное, главное, чтобы в голове остались знания.
Аттестат в 13 лет
Сейчас Лена сдает экзамены — заканчивает 9-й класс. Девочка изучает два языка — с 4 лет английский и с 6-го класса французский, из предметов больше всего любит историю, литературу, языки.
Следующие два класса девочка решила учиться со всеми и не торопить события. Причина проста — после окончания 11-го класса Лене будет 13 лет. Поступать в таком возрасте в университет рановато, так что торопиться смысла нет.
— Уже решила, куда пойдешь учиться после лицея?
— Мечтать, конечно, не вредно, но вообще хотелось бы, конечно, в московский вуз — в МГУ или в МГИМО. Я хотела бы быть дипломатом. Понимаю, что сейчас я поехать в Москву не смогу, но с возрастом у меня будет возможность получить второе образование. А пока мы остановились на ИГЛУ. Потом я уже буду знать языки, буду знать, что из себя представляет университетская жизнь...
Сейчас в семье Вальчук решается вопрос о том, как сложится жизнь после окончания Леной 11-го класса. Самостоятельно жить в Иркутске в 13 лет Лена не сможет, поэтому Ольга Васильевна планирует переезд.
О личном
Спрашиваю девочку о том, обращают ли на нее внимание мальчики, любит ли она погулять с подружками, чем занимается в свободное время.
— Я очень люблю читать художественную литературу, немного увлекаюсь астрологией — мне от папы досталась коллекция книг по астрологии и гаданию. Иногда сижу за компьютером, но в последнее время делаю это редко — некогда.
Подружек у меня нет. В лицее, конечно, общаюсь, но постоянной подружки нет — мне интереснее почитать, чем гулять с девчонками.
Мальчики... Мне кажется, что мне с ними не будет интересно. Самое любимое мое занятие — учиться. Иногда я расстраиваюсь, что мне на все не хватает времени.
Мнение иркутского психолога Вероники Бессоновой
Понятия "ребенок-вундеркинд" в психологии как такового нет, чаще говорят "особо одаренный ребенок". В дословном переводе с немецкого слово wunder-kind значит "чудо-ребенок". Дети-вундеркинды, и это общепризнанное мнение, лишены детства. Родители могут говорить, что это не так, что они не прилагали определенных усилий для того, чтобы ребенок стал таким. Но как правило, это родители, которые сами не смогли достичь в жизни желаемых высот, и потому каждый такой ребенок — в первую очередь отражение родительских проблем. Дети-вундеркинды не имеют главного для их возраста: они не имеют общения со сверстниками, а это самый важный момент в развитии человека и его личности. Только благодаря общению со сверстниками человек может без проблем адаптироваться в обществе. Самое главное при воспитании ребенка-вундеркинда — это соблюдение чувства меры. Вообще нельзя впадать в крайности — и "дрессировка вундеркиндов", и "попытка подольше подержать ребенка в детстве" одинаково опасны для самого ребенка.

Загрузка...