Автобусы вымрут как динозавры

Тогда льготникам придется либо сидеть дома, либо ездить на маршрутках

Каждый день может стать последним для иркутского муниципального общественного транспорта. Денег, вырученных от продажи билетов, сегодня едва хватает на то, чтобы заправить автобусы на следующий день. Зато улицы заполоняют маршрутные такси. Почему это происходит? Смогут ли маршрутки заменить автобусы, троллейбусы и трамваи? И что делать в таком случае инвалидам и ветеранам? Корреспондент еженедельника "Пятница" попытался найти ответ на этот вопрос в Департаменте транспорта и связи администрации Иркутска.

Откуда убытки у муниципального транспорта?
В одном из прошлых номеров нашего еженедельника мы рассказывали о том, почему муниципальный общественный транспорт может прекратить свое существование. Если вкратце, это происходит потому, что федеральный бюджет не компенсирует иркутским автотранспортным предприятиям затраты на перевозку льготников — людей, которые по федеральному закону имеют право на бесплатный проезд.
За четыре последних месяца федеральный бюджет должен был компенсировать почти 107 миллионов рублей. Из этих денег Иркутск получил лишь 2 миллиона.
{По исследованиям социологов, в иркутских автобусах, трамваях и троллейбусах ездит 30 процентов пассажиров платно, 70 процентов — бесплатно.}
На днях премьер-министр Михаил Фрадков заявил, что в планах правительства — помогать бесплатникам адресно. То есть давать им не право на бесплатный проезд, а деньги. И пусть они сами решают, как их потратить, — на автобус или, добавив два рубля, на маршрутку.
На что транспорту нужны деньги
В среднем в день один автобус зарабатывает тысячу рублей. Этих денег хватает только на 100 литров бензина. Минимум, который требуется автобусу, — 150 литров.
В электрическом транспорте бензин не нужен, но есть и другие расходы — заработная плата водителям, ремонт транспорта, коммунальные услуги, налоги (в год 50 миллионов рублей со всего муниципального транспорта Иркутска).
Ежедневно около 50 иркутских автобусов простаивают из-за отсутствия бензина. К этой нехватке добавилась еще одна проблема — отсутствие резины.
Есть транспорт, который стоит из-за поломок. Его около 50—60 единиц. Водителей пока не уволили, а отправили в отпуск без содержания. В конце года списали 70 автобусов, они сыграли свою последнюю роль — донорскую. Все оборудование с них снимается и запускается в работающие автобусы — тоже экономия.
Сегодня автотранспортные предприятия погашают долги по заработной плате за февраль, остаются еще за март и апрель. Многие опытные водители уволились. По логике, муниципальный транспорт в Иркутске должен был прекратить свое существование еще в январе. 4 месяца он продержался каким-то чудом. Но может погибнуть в любой день: например, когда вдруг в одно прекрасное утро не хватит денег, чтобы заправить автобусы.
Что говорят кондукторы
Иркутские кондукторы со знанием дела говорят, что 6 рублей — слишком большая стоимость для проезда. Многие предпочитают доплатить еще два рубля и поехать на маршрутке. Якобы если бы проезд стоил пять рублей, то было бы больше пассажиров, а значит, и прибыли.
В администрации города отчаянно защищают новый тариф. Все объясняют просто. В год, когда проезд стоил пять рублей, возросли цены на топливо, на 60 процентов на электроэнергию, на 37 процентов на горюче-смазочные материалы, коммунальные расходы. А плату за проезд увеличили всего на 20 процентов.
{Некоторые кондукторы временами не выдают билеты пассажирам и кладут деньги за проезд в личный кармашек. Пассажиры способствуют этому воровству, они полагают, что это помощь бедным кондукторам, и забывают, что у кондукторов есть заработная плата, а каждый рубль в сегодняшних условиях для муниципального транспорта на вес золота. За подобное воровство кондукторов увольняют, предприятия с такими не церемонятся.}
Часть вины на маршрутках
Маршрутные такси, непомерно и бессистемно расплодившиеся в Иркутске, давно стали конкурентами общественному транспорту. Контролировать их администрация города не имеет права. Все ограничивается выдачей лицензий владельцам маршруток, чем и занимается федеральный орган — транспортная инспекция. Сами водители маршруток говорят, что хорошо, если инспекция раз в полгода нагрянет с проверкой.
Тем не менее совсем недавно городская администрация придумала способ навести порядок среди маршруток (об этом еженедельник "Пятница" тоже рассказывал в одном из апрельских номеров). Чиновники внесли все маршрутные линии в кадастр Иркутска, то есть документально подтвердили, что эти линии принадлежат муниципалитету, и если предприниматели хотят пользоваться муниципальной собственностью, то пусть заключают с городом договор и выполняют условия этого договора.
Сегодня уже готов проект постановления о проведении конкурса на городских маршрутах. Если постановление будет подписано, то мэрия сможет публично пригласить все городские структуры к тесному сотрудничеству в борьбе против маршрутного беспредела — транспортную инспекцию, ГИБДД, отдел по защите прав потребителей, депутатов городской думы, почетных граждан Иркутска. Все они будут входить в конкурсную комиссию и по итогам конкурса допускать на городские маршруты только лучших коммерческих перевозчиков.
Конкурс будет проводиться публично, общественность из средств массовой информации сможет узнавать, на какой маршрут объявлен очередной конкурс, сколько город намерен привлечь на него маршруток.
В конкурсе будет использоваться балльная система, оцениваться будут внутреннее и внешнее состояние транспорта, срок эксплуатации, состояние дорожно-транспортной дисциплины, выполнение лицензионных требований, соблюдение рабочего времени водителя, введение путевой документации, приостановление действия лицензии, соблюдение законодательства по налогам, работа без замечаний на маршруте.
{Администрация призывает горожан и предпринимателей к сотрудничеству: предпринимателей — вывешивать для пассажиров в маршрутках свои номера телефонов, куда можно позвонить и пожаловаться на водителя, а пассажиров — не лениться и звонить предпринимателям в случае проблем в маршрутке. }
Бесплатные места в маршрутках
Есть уже доконкурсные договоры на использование муниципальных линий — с 12 перевозчиками. Одно из главных условий договора — предоставление инвалидам и ветеранам два бесплатных места в маленьких маршрутках и четыре в больших.
Ветеранам и инвалидам будут выделены определенные места в салоне, расположенные ближе к выходу. Если все места в маршрутке будут заняты, то ветерану или инвалиду придется ждать следующей маршрутки, никто сгонять уже севших пассажиров с занятых мест не будет. Если в салоне будут другие свободные места, то водитель должен будет попросить пассажиров пересесть на них и освободить "ветеранские".
В администрации не исключают, что первое время в маршрутной сфере будут конфликты между обычными пассажирами, ветеранами, инвалидами и водителями. Первые не захотят освобождать места для инвалидов, льготники будут все путать, считая, что им обязаны уступать места. А последние будут втянуты в эти конфликты.
Перевозчики ужасно волнуются, спрашивают, что делать, если к ним сядет 15 ветеранов. Ничего страшного, отвечают в Департаменте транспорта и связи, бесплатно проедут только те, кто сел на бесплатные места. Но маршрутчики все равно испытывают мало восторга — придется лишний раз снова и снова объяснять пожилым людям правила проезда. Да и никто предпринимателям не будет компенсировать эти бесплатные проезды.
Нужен ли муниципальный транспорт?
Сегодня муниципальный транспорт превратился в социальный. И без него, несмотря на появившиеся в маршрутках бесплатные места, не обойтись. В тех городах, где нет муниципального транспорта, ветераны и инвалиды просто не ездят по городу, и, может быть, поэтому явка на выборы там низкая.
{В эпоху соцсоревнований Иркутская область соревновалась в сфере муниципального транспорта с Красноярским краем. Красноярск тогда выпускал на городские маршруты 1200 единиц муниципального транспорта, Иркутск — 300. В прошлом году Иркутск выпускал 230 единиц, Красноярск — 250—280}
Муниципальный транспорт великолепно живет в двух городах России — Москве и Санкт-Петербурге. Проезд московских льготников компенсируется не двумя процентами федеральных средств, как у нас, а процентов на 60—70. Из 9 миллионов населения Москвы минимум 3—4 миллиона имеют право на бесплатный проезд.

Метки:
baikalpress_id:  27 252