Уважение к Дню Победы — на генетическом уровне

Корреспондент "Пятницы" беседует с постоянным автором нашего еженедельника, историком и аналитиком Семеном Максимовским.

Семен Николаевич, почему, как вам кажется, День Победы до сих пор является главным праздником страны? Изменился ли смысл празднования Дня Победы за прошедшие почти 60 лет?
— Полагаю, смысл остался неизменным, возможно, у молодого поколения нет достаточного понимания того, что сделала Россия за 4 года Великой войны, чего она добилась 9 мая 1945 года. В новой истории страны это была единственная война, в которой ставкой было собственно физическое существование народов России. По степени значимости для судеб планеты эту победу и сравнить-то, пожалуй, не с чем. Напомню, на подходе была эра ядерного оружия. И потом, Великая Отечественная — это единственная война ХХ века, которую наш народ безусловно выиграл. Даже вопреки "стараниям" партии и правительства перед ее началом. Сегодня, наверное, для людей не столь важно, что мы победили именно нацистскую Германию, 9 Мая теперь скорее символ самосознания россиянами себя в качестве великого народа.
Чем обусловлена большая привлекательность праздника по сравнению с другими официальными?
— Дело в том, что День Победы никогда и не был действительно государственным праздником. Да, в советские времена люди с удовольствием ходили на демонстрации и 1 Мая, и 7 ноября, однако в этих случаях неизбежно присутствовал душок обязаловки, который скрашивался перспективой пары выходных и неизбежным застольем. 9 Мая всегда стояло особняком. Это был одновременно и день торжества, и день памяти. Громадные жертвы, понесенные страной, обусловили уважение к празднику, пожалуй, на генетическом уровне.
В Советском Союзе праздник отмечали по-другому?
— Мне кажется, мало что изменилось на уровне внутреннего отношения людей к Дню Победы. Это тот случай, когда сотни колонн из многочисленных партий спокойно могут слиться в единую. Не существует многочисленных точек зрения на очередную годовщину Победы. И в СССР, и в России практически все — от нищих до олигархов, от бандитов до членов правительства — считают праздник своим, кровным. Такой своеобразный день национального единения. В Союзе, правда, проходили военные парады, но не везде и не всегда. Постоянными были парады в столицах военных округов. В Чите, например. Сейчас отношение к парадам не очень положительное: деньги, мол, зря прожигаются. Если денег красть немного меньше, то на парады обязательно хватит. При хорошей подготовке, с большим количеством современной техники военный парад — величественное и действительно праздничное действие. На мальчишек оказывает колоссальное, причем положительное влияние.
9 Мая считают своим днем ветераны-афганцы, бойцы, прошедшие Чечню...
— И правильно делают. Неважно, за какие идеалы их посылали воевать. Эрнест Хемингуэй замечательно сказал, за точность не ручаюсь, но смысл таков: "Чем ближе я был к линии фронта, тем больше встречал порядочных, храбрых и достойных людей. И напротив, когда я от нее отдалялся, все больше мне попадалось в той же армии продажных и лицемерных мерзавцев". Воюющий, равно как и прошедшие войну солдат и офицер, достоин исключительного почета и уважения.
О целях и средствах ведения войн — спрос с политиков, которые, кстати, к линии фронта предпочитают не приближаться. Поэтому 9 Мая — совершенно законный праздник всех наших воинов, честно и достойно выполнявших приказ. И день поминовения всех солдат, сложивших головы там, куда их оправданно или нет отправили. Все же особо хочется поклониться ветеранам Великой Отечественной. Вечная им благодарность за то, что Россия до сих пор на карте мира, а павшим — вечная память.

Метки:
baikalpress_id:  43 966