Написать чужой диплом — дело благородное?

Преподаватели подрабатывают написанием работ за своих студентов

Заглянув в газету объявлений, можно решить, что курсовые сегодня самостоятельно не пишет уже никто. Растет число людей и контор, которые согласны за довольно скромные деньги выполнять работу студентов. Как с этим уживаются преподаватели? Неужели они ничего не видят и не понимают? Этим вопросом занялся корреспондент "Пятницы".

Хорошее дело
Ответ неожиданно сам попал мне в руки. Несколько дней назад мы наткнулись на два интересных объявления. Первое гласило: фирма "Студент" предлагает изготовление курсовых, дипломных, контрольных. Телефон такой-то. Второе было куда интереснее: "Фирма "Студент" приглашает к сотрудничеству преподавателей для написания курсовых, дипломных, контрольных". Такой вот продуктивный двусторонний обмен.
Преподаватели, оказывается, не прочь заработать на этом сомнительном поприще и сами пишут за студентов их курсовые. Вряд ли они при этом руководствуются благородными побуждениями типа помощи несчастным. И что куда более интересно: что будет, если преподавателю, скажем, политеха вдруг принесут на сдачу работу, которую он сам же и написал?
Я позвонил в эту контору дважды — в качестве студента и преподавателя. Студента интересовали, само собой, расценки. Телефон оказался домашний.
— Сделаем все в лучшем виде, — ответил мне зрелый женский голос, — наши работы делают хорошие преподаватели, так что плохих не будет.
— А сколько мне будет стоить дипломная или курсовая?
— Ну, за курсовую много не возьмем — можно в шестьсот—восемьсот рублей уложиться. Мы берем не столько за объем, сколько за тему, предмет и сложность работы.
— А за дипломную?
— Ну, это дорого. Мы же не в Интернете их скачиваем, над ними преподаватель трудится месяцами. Тысяч семь-восемь.
Звонок в качестве преподавателя значительно пополнил имевшуюся информацию. Представившись преподавателем кафедры промышленной электроники Ангарской политехнической академии и немного окрасив голос басами, я сразу же расположил к себе собеседницу.
— Ну надо же, — воскликнула она, — я сама там работала, в восьмидесятом году!
Попал, думаю, не дай Бог она начнет общих знакомых припоминать.
— Значит, вы всего лишь посредники? Сами курсовые не пишите?
— Нет, у нас их преподаватели пишут. К нам приходят студенты, приносят темы и методички, а мы звоним преподавателям и предлагаем им взяться за тему.
— Вы предполагали, что преподаватель может наткнуться на собственную работу?
— Ну, мы вроде не сталкивались с этим. В политехе иркутском, например, столько народу. Многие и студентов-то своих не знают толком. Да и при выборе предмета курсовой преподаватель сразу же поймет, что это его тема. Тем более что мы спрашиваем у студентов, какой факультет, какой курс, при оформлении указывается научный руководитель. Конечно, если он возьмется, сам же потом будет чувствовать себя неуютно. Не ставить же тройку за собственную работу!
— Сколько вы отдаете преподавателю на руки?
— За курсовую наш преподаватель получает иногда по семьсот рублей, за дипломную по техническим предметам мы берем семь-восемь тысяч, а преподавателю отдаем на тысячу меньше.
— Что-то комиссионные у вас маленькие какие-то: я думал, пятьдесят на пятьдесят.
— Нет, себе мы немного оставляем. Главное — преподавателя заинтересовать.
— Тогда последнее. Как вы сами свою деятельность расцениваете? Вам не кажется, что это не совсем этично — помогать вузам выпускать каких попало специалистов?
— Не знаю, мы тринадцать лет (!) уже работаем и не видим тут ничего неэтичного. Посудите сами — или вы вообще человеку работу не сделаете, он из института вылетит, или ему сделать, он выучит, хотя бы что-то в голове останется. У нас преподаватели так это для себя расценивают. А парня ведь и в армию еще могут забрать. Так что мы делаем хорошее дело.
Такое недвусмысленное отношение к полезности и правильности заведомо сомнительного дела.
Препода не проведешь
За комментариями я обратился к своему знакомому, настоящему преподавателю кафедры промышленной электроники Ангарской политехнической академии Максиму Кафельникову (имя в этических целях изменено).
— Максим, обрисуй мне, пожалуйста, ситуацию по схеме "студент — поддельная курсовая — преподаватель". Как преподаватели обнаруживают подделки и, если обнаруживают, все равно им или нет?
— Если речь идет о гуманитарных предметах, то там можно проследить конкретный стиль, например, на факультете журналистики. А вот в юриспруденции или экономике все куда сложнее. Там в плане творчества особо не развернешься. Курсовые, не связанные с творчеством, делаются просто: берется книжка, нарезаются куски таким образом, чтобы все было логично связано. В технических предметах определить авторство можно таким путем: задать пару-тройку вопросов по некоторым пунктам курсовой, и если студент не сможет внятно объяснить то, что он якобы сам написал, то все становится ясно.
— У тебя были интересные случаи?
— Когда мне сдавали отчеты по практике, я сразу замечал несуразности и прочие элементы плагиата. Иногда вообще полные маразмы встречались. В Интернете есть так называемые факи, от английского faq (frequency asked questions — наиболее часто задаваемые вопросы. — Ред.), и ответы на них. Он скачал их, даже не почитав, принес мне. Как тебе ответ на вопрос "Как поставить модем?", оформленный жаргонными словами: берешь эту железяку, вставляешь в третью фиговину справа, а в штуковину по соседству суешь штекер? Сильно суровый преподаватель послал бы его подальше за такое безобразие. А мне было некогда возиться с ним, и он это знал. Когда мне сдают технические лабораторные, я сразу вижу: сам сделал студент или нет. Там ведь типовые расчеты, и я вижу, понимает человек, что там написано, или нет. Бывает такое, что даже значение символов в формулах не знают. Вообще безобразие.
— Как по-твоему, надо ли принимать такие курсовые или нужно отсылать этих студентов? И как это на самом дел обстоит?
— Все зависит от преподавателя. Я считаю, что надо их отсылать. Иначе это вообще не высшее образование. Что говорить — у меня господа до третьего курса доучиваются, до пятого даже, и не знают элементарных вещей. Причем не обязательно в специализации, а в простой математике, в русском, даже падежи путают, представляешь? Тем не менее я на производстве встречал своих бывших студентов, которые благодаря своим родителям устраивались на приличные места. Имея никудышный уровень подготовки. Те, кто знает, что устроится, и не напрягаются, и курсовые сами не пишут. Те, кому не на что рассчитывать, делают все сами, даже если я не требую. Их всего процентов двадцать. Остальные курсовые заказывают.
— Часто преподаватели спускают все на тормозах?
— Я знаю одного доцента, который сам предлагает заплатить ему деньги, а взамен помогает достать нужные материалы для курсовых. "Иначе, — говорит, — вы не напишите". Впрочем, даже если их легко достать, наши студенты предпочитают дать ему деньги, но не бегать в поисках литературы. Еще один преподаватель откровенно требует взятку. Его студенты часто били, один раз даже руку сломали. А он как брал, так и берет. Что уж тут о студентах говорить, которые хотят закончить вуз с минимальными стараниями? Агитировать их бесполезно, они спишут или заплатят деньги, но учиться все равно не будут. Они давно уже разделились на две категории: та, которой это надо, и та, корой не надо. Первая, конечно, очень малочисленна.

Метки:
baikalpress_id:  6 288