Не перевелись у нас Макаренки!

Победительница конкурса "Учитель года" воспитывает заключенных ангарской колонии

Преподаватель литературы из ангарской колонии Людмила Селиванова победила на всероссийском конкурсе "Учитель года", который Министерство юстиции проводит среди педагогов, работающих в местах лишения свободы.

Из элитной школы ушла. О чем не жалею
Прежним местом работы Людмилы Селивановой была элитная ангарская школа. Там она 16 лет преподавала литературу, ее выпускники побеждали на олимпиадах, поступали в университеты. В колонии Людмила Григорьевна работает семь лет. Где лучше? Без раздумий выбирает второе.
— С меня спала спесь. Я была зазнайкой, — говорит Людмила Григорьевна. — А работа здесь — это прежде всего воспитание чувств, потому что к нам приходят дети со сложными судьбами, которые нравственные понятия с детства не усваивают.
Конечно, сложно вести уроки в такой аудитории. К учебе и на воле отношение негативное, а в условиях заключения под стражу мало горящих желанием. Но их можно строго спросить за неподготовленность к занятиям. Немало времени учительница отдает моменту подготовки воспитанников к жизни на свободе. Этой цели служит организованный ею факультатив "Этика и психология семейных отношений".
Детей, которые сидят за партами в колонии, нужно прежде всего учить быть людьми, считает победительница конкурса "Учитель года".
Коллеги встречали розами
Людмилу Селиванову из всех педагогов колонии для участия в конкурсе выбрали потому, что жюри понравилась научная работа по детской психологии, отправленная ангарской учительницей в Москву. Она называлась "Сотвори себя сам".
Второй тур проходил в Ижевске. Нужно было провести классный час и урок в незнакомом классе. Тема, которую нашла для него Людмила Григорьевна, — "Преступление и наказание" Достоевского. В жюри были поражены тем, как педагогу удалось за какой-то час расположить к себе незнакомых детей.
Как только ангарчанке были оказаны все почести в связи с ее победой, она отправилась на переговорный пункт, сообщить о хорошей новости домой. Трубку взял сын Алексей. Кстати, скоро он, как и мама, получит диплом филолога...
Шесть дней, проведенных в Ижевске, дали Людмиле Григорьевне заряд профессиональной гордости. С лентой лучшего учителя 2004 года, с грамотой от Министерства юстиции и попечительского совета, с денежной премией она вернулась в Ангарск, где ее с букетом роз встретили коллеги.
Самый популярный учитель
В момент приезда нашего корреспондента в ангарскую колонию ученики шестого класса общались на языке Валентина Распутина по его повести "Уроки французского". Помимо того, что рассуждали в деталях о поступках героев, говорили еще о времени, с кем и где жил парень.
Хорошие знания повести проявил ученик Алексей Гуртовенко. Ему Людмила Григорьевна поставила оценку пять. К каждому подошла, посоветовала, обратила внимание.
На уроках литературы Людмила Григорьевна занимается воспитанием чувств. Самой ей нравится читать Достоевского. Считает все его произведения шедеврами. К стихам отношение свое. Рифма детей мало трогает, то, что складно сказано, недостаточно долго впечатляет. Когда люди читают глубокие произведения, они больше размышляют, учатся различать добро и зло, анализировать поступки.
109 учеников ангарской колонии ответили на вопросы анкеты, которые подтвердили популярность учителя Селивановой Людмилы Григорьевны. Все 109 отметили ее неравнодушие, 101 — доброту, 102 — справедливость, 105 — отзывчивость, 101 — умение разрешить любую конфликтную ситуацию и так далее.
Справка "Пятницы"
Антон Макаренко — педагог и писатель. С 1920 года руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей. В 1927 организовал детскую трудовую коммуну им. Дзержинского в Харькове, в 1936-м — колонию им. Горького под Киевом.
В труднейших условиях хозяйственной разрухи разработал и воплотил систему воспитания педагогически запущенных, социально и нравственно искалеченных детей, жертв войн и социальных бедствий. В основе педагогики Макаренко — теория воспитательного коллектива, формирующего нормы и стиль жизни в детской среде.
Макаренко выступал против использования для детей элементов тюремного режима в пользу усиления производственного уклона и общевоспитательных методов. В отношениях с воспитанниками придерживался принципа: "Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему".
Деятельность колонии им. Горького отражена в прозе Макаренко: "Педагогическая поэма", "Флаги на башнях". Воспитанию в семье посвящена его "Книга для родителей".

Метки:
baikalpress_id:  27 394
Загрузка...