И спросил у брата брат: на хрена нам автомат?

В армию не идут целыми семьями

Закон об альтернативной службе в армии вступил в силу 1 января 2004 года. Теперь две категории граждан (представители малых народностей и те, кому носить оружие запрещают религиозные взгляды) имеют право отдать долг родине на службе в гражданских учреждениях социальной направленности. Желающие пройти альтернативную службу есть и у нас. Корреспондент еженедельника "Пятница" нашел в селе Черемушки четверых братьев, которым служить в армии не позволяет вера.

Свидетели Иеговы в четвертом поколении
Братья Верхозины — потомственные свидетели Иеговы. Бабушка мамы братьев Верхозиных когда-то жила в Польше. Когда встал вопрос об отречении от веры или выезде из страны, Маруся собрала детей и уехала в Россию, оставив новый дом и хозяйство.
Дочери Маруси также были верующими и в том же духе воспитали своих детей. Галина Михайловна — внучка столетней Маруси, она родила пятерых детей. Дочь и четверо сыновей (Слава, Петр, Михаил, Виталий).
Все они уже взрослые люди. Братья закончили школу в селе Черемушки, поступили в техникумы, училища.
В наручниках в прокуратуру
Несколько раз в год Галине Михайловне поочередно с каждым из сыновей приходится ездить в военкомат и прокуратуру — отстаивать право своих сыновей на альтернативную службу.
— Служба в действующей армии — это противоречие нашему вероисповеданию, противоречие учению Библии и словам Бога. Он говорит: "Мой народ не будет учиться воевать". Иисус даже сам себя не защищал — кто с мечом пришел, тот от меча и погибнет, — говорит Галина Верхозина. — Я очень устала от этих мотаний, мы ходим по замкнутому кругу. Один раз даже приехала милиция, надели наручники на сына и увезли. Разве так можно?
Старшему сыну Галины Верхозиной 25 лет. Уже семь лет семья получает одну за одной повестки. Приходится ездить в Иркутск и снова и снова объяснять военным свои позиции.
Все четверо сыновей (младшему скоро исполнится 20 лет) подлежат призыву. Ни один из них еще не женат и не имеет детей. Тем тяжелее военкомату позволить братьям не служить (в классическом понимании этого слова). После вступления в силу нового закона все Верхозины написали заявление на альтернативную службу.
Отец взглядов не разделяет
Отец мальчиков в свое время служил в Советской армии. Он не разделяет религиозных убеждений своей семьи, но относится к этому с пониманием.
1 апреля начался весенний призыв. Теперь Верхозиным приходится подтверждать все свои предыдущие заявления, писать новые и словесно доказывать, что они на самом деле свидетели Иеговы (специальный документ выдает старейшина собрания). Общение в военкоматах доходит до того, что братьев просят процитировать Библию.
Сыновья Галины Михайловны не уклоняются от долга родине, они согласны служить альтернативно, лишь бы не надевать форму, не держать оружие в руках, не находиться на территории войсковой части и иметь возможность посещать собрания.
Старейшина собрания ходатайствует за подопечных
Виктор Викторович Афанасьев, старейшина собрания села Черемушки, неоднократно бывал в военкомате. Ездил он туда, чтобы подтвердить позицию свидетелей Иеговы комиссарам.
Сам Виктор служил в Монголии, тогда с верой Иеговы он знаком не был. Теперь, даже если начнется война, Виктор не возьмет в руки оружие. Он полностью следует закону Божьему, тому же учит прихожан.
— Если кто-то из моих ребят решит пойти в армию, то осуждать я этого не стану. Просто это будет значить, что они отреклись от веры, они не свидетели Иеговы.

Загрузка...