Музейный сторож строит пиратский корабль

Умелец обходится без чертежей и расчетов

У людей бывают разные увлечения. Кто-то коллекционирует марки, кто-то увлекается скалолазанием, кто-то мастерит мотоциклы. А вот житель поселка Большая Речка Алексей Шутько мелочиться не стал и начал строить старинный пятидесятитонный бриг длиной восемнадцать метров. В своем дворе и своими руками.

Алексей и его жена Татьяна — бывшие геологи. По долгу службы объехали всю Иркутскую область, Красноярский край, Якутию. А после того как с геологией было покончено, поселились на берегу Ангары в поселке Большая Речка. И место красивое, да и места родные — Татьяна родом из Иркутска, а Алексей из Куйтунского района. Сейчас Татьяна находится на заслуженном отдыхе, а Алексей работает в службе безопасности музея "Тальцы". Двое суток дежурит, шестеро отдыхает, так что свободного времени много.
Однако Алексей никогда не сидит без дела. Уже тридцать лет он и Татьяна занимаются поделками из бересты. Вдвоем мастерят практичные вещи: стаканчики, хлебницы, вазы, сундуки, картины. Говорят, что с берестой работать особое удовольствие, что она заряжает энергией и поднимает настроение.
В 86-м году, едва только поселившись в Большой Речке, Алексей начал строить дом. Построил за три года уютный деревянный дом с высоченным потолком, который сам же и придумал. Закончив дом, придумал себе новое занятие — принялся строить собственное судно.
Это была шхуна. Он строил ее четыре года, при этом не имея ни малейшего опыта по кораблестроительству, а руководствуясь только наитием. Тем не менее шхуна получилась на славу: железная, одиннадцать метров длиной, под парусом, но на дизеле, каюта отдельно, рулевая отдельно. Выдерживала хороший шторм на Байкале. Проходив на ней четыре года, Алексей шхуну продал.
— Единственное, — говорит он, — что мне в ней не нравилось, — это плохая обитаемость. Вот мы живем в деревянном доме, а когда после него идешь на шхуне несколько суток, чувствуешь дискомфорт. И я понял, что в железе нет души.
После продажи шхуны Алексею стало грустно, и он принялся вынашивать новые планы. Почитал книги, и решил, что надо делать корабль такой, как в старину.
— Сейчас железякой же никого не удивишь, — считает он, — как и японскими суперкатерами, — нет романтики.
В итоге Алексей задумал сделать копию брига, на котором ходил знаменитый английский корсар — Франс Дрейк. Правда, из-за специфической погоды на Байкале копия не будет точной, например, мачты Алексей сделает короче, и парусов на них будет меньше — пять вместе с гротом. На бриге предполагаются три каюты плюс кают-компания, в качестве отделки умелец собирается использовать кедр. До ватерлинии бриг будет сделан из листвяка, а дальше из сосны. Алексей намерен выстроить на судне порты и даже, как в старину, покрасить их в красный цвет. В восемнадцатом веке их красили, чтобы не было видно кровь, которой во время сражений моряки забрызгивали палубу. Из шести портов будут торчать черные стволы — полная имитация корабельных пушек.
— Пушки деревянные будут, из пустотелых деревьев, чтобы их можно было зарядить китайскими петардами, — рассказывает Алексей. — Если буду детишек катать, чтобы у них был полный восторг — с фейерверком, с дымом, выстрелом, хлопком.
Алексей собирается придать судну характерную для того времени бочкообразность. Тогда за площадь палубы брали пошлину, поэтому корабли строили пузатыми — внутрь можно помещать больше груза.
Как и свое первое судно, бриг Алексей строит, полагаясь на интуицию. У него есть примерный план-схема, но практически все он примеривает, что говорится, на глаз.
— Просчитаться я не боюсь, — улыбается доморощенный кораблестроитель. — Пойдет, куда он денется?
К следующему лету корабль примет представительный вид. Спуск на воду Алексей планирует через два года, если все пойдет по плану.
Построить такую "игрушку" — удовольствие дорогостоящее, однако ни Алексей, ни Татьяна денег на это не жалеют. Во многом помогают друзья.
Имя бригу тоже уже придумано — "Марина", в честь любимой внучки. На его строительство уходит все свободное время, но в этом весь смысл. Алексей признается, что строить даже куда интересней, чем плавать.

Метки:
Загрузка...