Одержимые небом

Целую неделю над Иркутском сражались дельтапланы

Несколько дней подряд, начиная с 20-го и заканчивая 28 марта, небо над заливом у иркутской плотины ежедневно выглядело так, словно началась война: в нем почти непрерывно сновали самолеты. Ну, не совсем самолеты, но разного типа крылья — несомненно. Областные соревнования малой авиации на Кубок Байкала собрали на льду залива Якоби сотни людей и десятки крылатых машин. В качестве главного приза спонсоры предложили австрийский двигатель для самолетов малой авиации "Ротекс" — настоящий авиационный движок, который в местной авиационной тусовке — дорогая редкость. Стоит он три с половиной тысячи евро.

{Люди, покупающие дельтапланы, дельталеты и автожиры, конструирующие их из собранных по всему миру деталей, чаще всего либо неплохо зарабатывают, либо имеют доступ к деталям, станкам и горючему. }
В субботу на открытие соревнований собрались владельцы уникальных аппаратов из Иркутска, Ангарска и Листвянки, чтобы похвастаться своими летающими машинами.
Если кто-то не видел дельталета, то это конструкция замысловатого типа о трех колесах (или лыжах), с треугольным крылом над головой пилота, управляемым вручную. Наклоны крыла вправо-влево-вперед-назад позволяют управлять аппаратом. За спиной пилота ревет мотор с деревянным двухлопастным винтом. Конструкция на вид весьма хрупкая, и вообще на настоящий самолет никак не тянет.
— Однако оформление прав на полеты на такой штуке под стать правам на вождение лайнером, — усмехается Евгений Лузов, директор ангарского клуба малой авиации "Окно в небо". — Мы столько инстанций проходим, прежде чем начинаем летать, что можно на полпути все бросить.
Тем не менее дельтапланеристы не только летают, но и проектируют и строят новые аппараты, некоторые из которых уникальны. Недавно ангарчане закончили автожир — подобие вертолета с каркасом, но без корпуса. Летает он даже быстрее дельтаплана — его скорость сто сорок километров в час — и может зависнуть на месте. А участник того же клуба Эрик Мончик собрал маленький, но вполне настоящий самолет.
Двигатели, которыми оснащают пилоты свои крылья, тоже довольно самобытные. Это и движки от снегоходов "Буран", и моторы от японских "Субару" и "Судзуки". Профессиональные авиационные двигатели есть у единиц, поскольку стоят недешево. Тем ценнее для участников главный приз Кубка Байкала — австрийский двигатель.
Семь дней подряд летчики трех городов гудели надо льдом залива. Им нужно было выполнить массу заданий: ориентирование, полет на дальность и приземление в определенную точку. Самым нудным заданием был полет на время: нужно было как можно дольше продержаться в небе с шестью литрами бензина в баке. В погоне за победой все до единого пилоты планировали на полосу только тогда, когда полностью кончался бензин. За час в воздухе на ветру многие из них основательно промерзли.
Каково же было разочарование участников, когда они узнали, что на мечту каждого дельтапланериста — авиационный двигатель — организаторы Кубка Байкала не смогли собрать денег. И молчали об этом до последнего дня! В итоге организаторам пришлось сглаживать эту неприятную ноту и разыгрывать не один, а два Кубка Байкала.
В итоге победители ограничились не обещанными двигателем, комбинезонами и наборами инструментов, а двумя кубками и дипломами. Победителями стали иркутяне Максим Дигас и Дмитрий Крючков (чемпион мира по дельтапланеризму), летавшие на двухместном аппарате, и ангарчанин Вадим Кальк, летавший на одноместном дельталете. Лучшей командой стал иркутский клуб "Cтрижи", второе место заняло ангарское "Окно в небо".

Метки:
baikalpress_id:  27 307