Как мэр с губернатором из-за денег поругались

На прошлой неделе губернатор Борис Говорин назвал мэра Иркутска Владимира Якубовского плохим хозяйственником. А все потому, что Якубовский пожаловался журналистам — федеральный и областной бюджеты не дают городу положенных денег. Из-за нехватки средств совсем скоро могут возникнуть серьезные проблемы. В частности, с муниципальным транспортом.

Кто будет платить за льготы?
Общественный муниципальный транспорт в Иркутске в любой момент может прекратить свое существование. Собранных сегодня денег с пассажиров едва хватает на то, чтобы к завтрашнему утру купить бензин. Пассажиров немало. Много тех, кто по закону имеет право на бесплатный проезд. Это одна из причин того, что на днях разгорелся политический скандал.
Тех, кто в Иркутске имеет право на бесплатный проезд, — 73 процента от общего числа пассажиров. Бесплатного ничего не бывает, кто-то все равно должен платить за ветеранов труда (100 тысяч иркутян), инвалидов (50 тысяч) и других бесплатников.
— Раз право на бесплатный проезд дают федеральные законы, то и компенсировать городские затраты на эти цели должен федеральный бюджет, — говорит Иосиф Рафаэлян, начальник Департамента транспорта и связи администрации Иркутска. — Но он не компенсирует. Например, местные законы дают льготный проезд учащимся, студентам и пенсионерам. Городской бюджет затраты на эти льготы компенсирует стопроцентно.
Из-за бесплатников за прошлый год федеральный бюджет задолжал Иркутску 122 миллиона рублей. Из них городской бюджет компенсировал муниципальному транспорту 81 миллион. За три первых месяца федеральный долг вырос еще на 34 миллиона, их город уже вряд ли сможет погасить.
— Интересно получается, — размышляет Иосиф Рафаэлян. — Иванов планирует сделать Петрову подарок, а платить за него должен почему-то Сидоров.
Не хватает не только на топливо, но и на зарплату водителям, ремонт муниципального общественного транспорта. Собранные сегодня деньги с 30 процентов пассажиров, которые не имеют права на бесплатный проезд, утром следующего дня пойдут на заправку автобусов. И то не всех.
Иосиф Рафаэлян опасается, что в один прекрасный день из 30 процентов пассажиров, которые платят за проезд, транспортом воспользуется настолько мало людей, что не хватит на бензин следующего дня. Тогда в Иркутске останется лишь коммерческий транспорт, которым может воспользоваться далеко не каждый иркутянин. А такая участь постигла уже многие российские города.
Администрацию — в суд!
В Иркутске проблема с финансированием не только транспорта, но и других не менее важных сторон городской жизни — обеспечение теплом, газом, коммунальными услугами горожан, пользующихся государственными льготами. Сегодня из-за неуплаты в городе насчитывается уже 12 исков в отношении мэра и городской администрации от различных предприятий — от Иркутсктеплоэнерго, Облгаза, жилищно-коммунальных организаций. И мэр Иркутска прогнозирует рост количества подобных исков. Деньги на погашение городских долгов перед этими организациями должны поступать из областного бюджета.
Есть законодательство об основах местного самоуправления, где определены его полномочия. Там прописано — если деньги есть у местного самоуправления, то можно их направлять на федеральные нужды. Мэр не единожды обсуждал этот вопрос с прокуратурой. Закон есть закон, и он обязателен для исполнения всех. Но получается, что не для всех, а только для тех, кто ниже по статусу.
— Да и откуда сегодня у нас могут быть деньги на погашение федеральных долгов, их если их и так недостаточно и мы вынуждены брать в банках кредиты? — задается вопросом Владимир Якубовский. — Сейчас мы берем еще 350 миллионов. Как их можно сравнивать с долгами государства перед нами, которых сейчас под миллиард. Областной бюджет в тяжелейшем состоянии, просто в катастрофически тяжелейшем состоянии. Он денег дать нам не может. Мы, как администрация города, по 12 искам привлекли к суду как соответчика субъект Федерации — администрацию Иркутской области. Это цивилизованный путь, и он должен быть пройден. Другого варианта нет. И между прочим, область от Иркутска ежегодно в виде налогов получает 800—900 миллионов рублей, причем в Иркутске нет крупных промышленных предприятий.
По личному мнению мэра, из этой ситуации есть два выхода. Первый — отказаться вообще от всех льгот и платить достойные пенсии и зарплаты, тогда человек будет сам оценивать свой кошелек и распределять его на коммунальные услуги, транспорт, медикаменты, не надеясь на государство. Второе — обеспечить стопроцентное исполнение федеральных законов.
Видимо, губернатор Иркутской области не согласен с позицией Владимира Якубовского. Через два-три часа после заявления мэра о федеральных долгах Борис Говорин назвал его плохим хозяйственником. А следом посыпались обвинения в том, что в Иркутске высокая плата за коммунальные услуги — на 50 копеек дороже, чем по области.

Метки:
baikalpress_id:  27 308