Иркутским учителям показали правильные учебники истории

Учение Маркса в них названо утопией

Шумиха на почве гиперактивного размножения школьных учебников по истории продолжается. Каждый год учителя советуют детям приобретать различные издания. Министерство образования не может определиться, какой учебник отвечает всем стандартам, а зарубежные СМИ поговаривают о переписывании истории под Путина. Во вторник, 30 марта, историки городских школ собрались в гимназии N 2, чтобы узнать, какой учебник самый "правильный".

Найди три отличия
Всю правду о новых учебниках и пособиях по истории и обществознанию собравшимся учителям рассказал Андрей Александрович Поляков, председатель методического совета учителей истории. Для начала он рассказал, чем различаются существующие учебники по истории. Есть учебники, написанные простым языком, а есть — сложным. Это первое. Второе — объем подаваемой информации. Для гуманитарных классов он, естественно, больше, для физико-математических — меньше. Кроме того, существует такое отличие: просто учебник или учебник со всеми необходимыми приложениями. Сейчас ценятся такие, которые сопровождаются комплексами — программа, тетрадь, методпособие для преподавателя.
В селах история не меняется
Другой вопрос был скорее идеологического характера. Речь зашла о том, какая история правильней. Или честней. И как это отразилось на школьной программе.
— До 1985 года у нас всячески превозносился период советский и ругался досоветский. Кроме того, история Запада писалась через огромные черные очки. Затем подход принципиально изменился — все стало наоборот. Возвысили досоветский период, а советский стали принижать. Мы дошли до абсурда — некоторые специалисты пытались доказать, что Советский Союз являлся главным виновником Второй мировой войны... Как вам это? — вопрошал главный школьный историк Поляков.
На этом фоне особенно трудно приходится учителям. Преподавателями в школе сейчас работают люди, которые пришли в систему образования на рубеже 60—70-х или 70—80-х годов. Переделку истории они переживают болезненно. Это относится к городским учителям, про преподавателей сел разговор вообще отдельный. Там и учителя менее податливы на нововведения, и библиотеки наполнены изданиями 10—15—20-летней давности, и средств для поездки в город в поисках нового учебника недостаточно.
История пишется под Путина?
С этим Андрей Поляков не согласен:
— Идея Путина — это идея подъема престижа своей страны. Любого нормального человека это должно устраивать. Мы должны любить свою страну, какой бы она ни была. Вряд ли дойдет до того, что в учебниках будет превышаться роль Путина — на издание нового учебника требуется несколько лет, к этому времени у нас уже будет другой Президент.
Чего ждать от государства?
Ведь именно оно (в лице Министерства образования) обязано дать системе образования новую программу и учебно-методические комплексы. Эти пункты совсем не отрегулированы. Да и что тут говорить о покупке для школ учебников, если сами школы находятся в аварийном состоянии. Потому и приходится родителям школьников скидываться на ремонт классов и самим покупать учебники для своих чад.
А есть ли он, идеальный учебник по истории?
На семинаре учителя получили списки рекомендуемых изданий для всех классов, от 5-го до 11-го. На стеллажах были представлены учебники, которые советует использовать Министерство образования страны.
Что касается содержания учебников по истории, то тут значение кое-каких периодов уменьшается (например, о марксизме говорится как об утопии), некоторым другим событиям уделяется больше времени (культура), более спокойно стала рассматриваться мировая история (без попыток обругать), некоторые вещи осмелились назвать своими именами (бомбардировка Югославии — преступление). Не подвергаются никаким изменениям лишь даты событий, тут не поспоришь.

Метки:
baikalpress_id:  6 488