В Сибири не носили лапти, а валенки были только у богатых

Эти и другие мифы про обувь развеял корреспондент "Пятницы", попавший на выставку башмаков

В Иркутском областном краеведческом музее, в отделе истории, который расположен в Спасской церкви, за областной администрацией, открылась выставка обуви. В коллекции музея около трехсот пар обуви наших предков и ближайших соседей: от китайских 10-сантиметровых женских туфель до тофаларских унтов.

Сотрудники краеведческого музея задались целью показать иркутянам все существующие коллекции. В фондах музея более 400 тысяч единиц хранения, так что им есть что показать. Задуманный цикл выставок объединен названием "Время и вещи". Первой из цикла стала выставка обуви "Хрустальный башмачок".
Все подробности создания выставки нам рассказала Елена Аркадьевна Добрынина,
— Обычно обувь рассматривают как часть этнографического костюма. Как самостоятельная единица она рассматривается крайне редко. Если взять масштаб всего мира, то среди всей массы существующих музеев только два музея посвящены обуви — в Швейцарии и в Чехии.
{Первые древнейшие образцы обуви появились, как известно, в Египте, Греции, Риме. К сожалению, таких экспонатов в Иркутске нет, поэтому первый период развития обуви представлен музейщиками в иллюстративном варианте — рисунки, книги, картинки.}
Поскольку Иркутску чуть больше 340 лет, то и обувь, представленная в музее, не старше. В основном это экспонаты XVIII—XIX веков. Так же, на выставке, в отдельной витрине представлена обувь XXI века, а именно — новейшие образцы нынешнего года.
Выставка рассказывает о том, какую обувь носили на территории Восточной Сибири в прошлых веках русские, якуты, тофалары, буряты, эвенки, юкугиры, коряки и чукчи.
Валенки — для богатых
Во всем мире Россию называют лапотной страной. Первые упоминания о данном виде обуви мы видим в "Повести временных лет", которая написана в конце первого тысячелетия.
Только, как выяснилось в ходе изучения истории Сибири, это не про нас. Лапти в наших условиях — обувь неуместная и непрактичная: неудобно и холодно. Носили их здесь крайне редко, они попадали сюда только с переселенцами.
То же самое можно сказать и про валенки, которые появились у нас во второй половине XIX века и были очень дорогим удовольствием. Чесанки (они же валенки) носили богатые, зажиточные крестьяне.
Крестьяне носили только кожаную обувь
Вся обувь наших предков была кожаной. Они охотились, снимали с добычи шкуру и делали из нее чирки (обувь без голенища) и ичиги (типа современных сапог).
Такая обувь, сделанная из шкуры лося или изюбра, очень теплая, практичная и удобная.
Сапоги только после свадьбы
Сапоги, как и валенки, имели только богатые люди. Те, кто жил попроще, заказывали парню первую пару только к женитьбе. К ним же заказывали две пары калош, чтоб носить дольше.
Изделия обувных фабрик прошлых веков отличались от сегодняшних отличным качеством. На выставке не встретишь стоптанных каблуков, хотя заметно, что обувь весьма изношена.
Раньше в области были три обувные фабрики
Сейчас их уже не существует. А раньше все пользовались услугами местных производителей. Тугутуйский, Усольский и Иркутский кожевенные заводы пользовались популярностью в начале XX века.
Кроме этого, была и привозная обувь — из Европы. Обратите внимание, все, как сегодня. На прилавках и российская обувь, и зарубежная.
Туфли длиною в 10 сантиметров
Кроме обуви местных жителей на выставке есть и экспонаты из Китая. Модные туфли китаянок, которые сделаны во времена традиции бинтования ноги. Вздумалось одному императору воспеть маленькую ножку своей возлюбленной, как женщины стали мучить себя перетягиванием стопы, стремясь стать эталоном красоты. Продолжалось это многие годы.
Также в коллекции есть японские таби и кета, корейские плетеные сандалии, монгольские сапоги с загнутыми носами, бурятские унты, якутские саары и многое другое. Также здесь можно увидеть танцевальную обувь и ботинки модниц прошлых веков.
Хрустальные туфельки
Кроме реально существовавшей обуви в музее есть витрина с сувенирной обувью. Здесь можно увидеть и туфельки Золушки, и сандалии Маленького Мука, и башмачки гномов.
Елена Аркадьевна уверена, что на самом деле хрустальной обуви, по понятным причинам, не существовало никогда.
Предпочтения
Сама Елена Аркадьевна, будь у нее возможность, покупала бы обувь германского или итальянского производства. Но пока приходится приобретать доступное.

Метки:
baikalpress_id:  6 658