На мелодиях для мобильных делают большой бизнес

Продажа мелодий для мобильников скоро станет более выгодным бизнесом, чем продажа компакт-дисков

Весь мир помешался на мобильных телефонах. Особенно в этом преуспевают россияне. Если на Западе пейджеры популярны так же, как и сотовые, то у нас иметь пейджер, когда у тебя появился мобильник, совершенно "беспонтово". Но куда больший бум пришелся не на сами мобильники (ведь они все же необходимое средство общения), а на мелодии к ним.
Корреспондент "Пятницы" провел небольшое исследование на эту тему. Помогали нам два человека, в своем роде специалисты в области сотовой связи. Вадим Пляскин издает газету "Ваш мобильный телефон" и всегда в курсе всех событий в мобильном мире, а Виктор Беспалов работает в салонах связи "Миллениум", в свободное время составляя и распродавая самодельные сборнички с кодами мелодий для мобильников.

Эти звуки популярнее обычной музыки
— Я и сам уже кое-что проанализировал, — говорит Вадим Пляскин, показывая мне кипу журналов, специализирующихся на освещении мобильных тем, — у меня есть доступ к массе самой свежей литературы, в том числе в Интернете. И вот что на сегодня мы имеем. Продажи мелодий для мобильных телефонов во всем мире подскочили в 2003 году на 40%, в итоге это 3,5 миллиарда долларов. Это подсчеты лондонской консультационной компании в области телекоммуникаций The Arc Group. Продажи составляют сейчас где-то 10% мирового рынка звукозаписывающей индустрии, который сам по себе оценивается в 32 миллиарда долларов.
— Неплохие деньги...
— Выручка, получаемая от продажи мелодий для мобильников, распределяется между звукозаписывающими компаниями, исполнителями и музыкантами и сотовыми операторами. "Билайн" продает звонки за эквивалент 20 центов, в то время как британский гигант Vodafone — по $2,76. Если верить сайтам операторов, мелодии для мобильных телефонов продолжат пользоваться популярностью в ближайшие годы, а сбыт будет процветать до 2008 года и достигнет 5,2 миллиарда долларов. Факт, что, как только производители мобильных аппаратов будут выпускать на рынок более продвинутые модели, у потребителей проснется интерес к скачиванию более объемных файлов — видеоигр, коротких видеоклипов и спортивных роликов. Правда, по доходам они пока все еще уступают SMS.
— В Интернете появляется все больше сайтов, зарабатывающих на скачивании.
— Естественно. Популярные мелодии размещают в виде джинглов — урезанных и оцифрованных музыкальных файлов. Но я читал, что это не всегда так халявно для владельцев сайтов. Один из гигантов звукозаписывающей индустрии — EMI Music — уже подавал в суд на сайт YourMobile.com, обвинив его в распространении музыки, права на которую принадлежат EMI, без соответствующей лицензии. Спор был улажен миром, а YourMobile.com поспешил заключить соглашения с несколькими компаниями — распространителями музыки.
— Если так дальше пойдет...
— ...то продажа мелодий для мобильников станет более выгодным бизнесом, чем продажа компакт-дисков. Музыка уже превращается в дешевое сырье, роль которого — раскрутить мелодию, чтобы ее купили для мобильника. Смешно, правда? Тем более что по мере распространения продвинутых аппаратов пользователи начнут скачивать не скромные MIDI-сигнальчики, а большие и качественные музыкальные файлы. Наряду с этим в сетях мобильной связи третьего поколения можно будет скачивать и смотреть на телефоне мультимедиа-приложения (например, видеоигры), фрагменты спортивных матчей, теленовостей, коротких видеоклипов. Как и в случае с обычной музыкой, возникнет проблема пиратства. Мелодии для мобильников популярнее обычной музыки. По мнению аналитиков, уже в этом году доходы от продажи мелодий для мобильных телефонов (на профессиональном языке — рингтоны. — Авт.) превысят прибыль от торговли компакт-дисками с синглами известных исполнителей.
— У нас кто-нибудь продает эти рингтоны?
— У нас их пока только скачивают. Да и нашему земляку, знаешь ли, непросто платить за легальные мелодии $2,5, а то и $4,5. Проще качать — он-лайновые сервисы обмена музыкой предлагают композиции по цене ниже $1. И потом, есть масса сайтов, предлагающих мелодии бесплатно. В настоящее время на обычный запрос любой из поисковиков выдает сотни результатов.
Где взять самые модные звуки
Виктор Беспалов, уже несколько лет продающий мобильники и мелодии к ним, рассказал нам о самых популярных мелодиях среди владельцев сотовых и о тенденциях их распространения
— 25% мобильщиков из моих клиентов хотя бы раз да меняли заставку на экран или мелодию звонка. Спрос возник благодаря тому, что, во-первых, пользователю это интересно, а во-вторых, владелец хочет выделяться, а не иметь настройки по дефолту. Особую верность эти утверждения приобретают в отношении молодежи, в то время как старшее поколение не склонно к таким излишествам и готово максимально использовать то, что уже заложено производителем телефона.
— Но ведь заложенный в телефоне репертуар довольно богат.
— Это так кажется. Обычные коллекции мелодий в сравнении с наборами кодов из Инета скучны. Возможности мини-АТС тоже ограничены. Ожидая соединения с абонентом, вспоминаешь стандартную программу музыкальной школы: 40-я симфония G-minor или Rondo Alla Turca Моцарта, "К Элизе" Бетховена, "Полет Валькирий" Вагнера, какая-то "Токката-фуга" Баха, "Полет шмеля" Римского-Корсакова. Ну для самых продвинутых битловское Yesterday! Мне всегда казалось, что на озвучке многих телефонов сидят троечники, расставшиеся с музыкальной школой на третьем-четвертом году обучения.
— Ну что дает клиенту уникальная мелодия? Что говорят твои покупатели?
— Одним из покупателей была моя мама. Она — консервативный человек — на первых порах установила режим обычного звонка. На улице, в толпе она или не слышала свой телефон, или дергалась, услышав чужой. Через несколько месяцев мелодию пришлось заменить на более оригинальную и узнаваемую. Вот так.
{Хиты телефонных трелей
Что сейчас самое популярное? И можно ли из этого делать выводы?
— Самая популярная сейчас — закачка из фильма "Бумер", несколько вещей из Rammstein. Интересно, что хит-парад наиболее скачиваемых в Рунете мелодий поражает патриотизмом. На самом популярном сайте Mobilmusic с большим отрывом лидирует бандитский шлягер "Мурка", за ним идет "Дискотека "Авария", чуть ниже "Владимирский централ". В десятку входит и гимн России/СССР. На зарубежных сайтах лидируют Бритни Спирс, группа "Аква" с как будто созданной для мобильника "Барби герл". Не забывают и "Битлз", и Эминема, но "Мурка" за рубежом никому неизвестна.
}
— Это правда, что на мой "Сименс" может не подойти мелодия для "Нокиа"?
— Чистая правда. То, что будет звучать сладостно на Alcatel, может оказаться какофонией на Siemens или Ericsson. У каждой модели — свои инструкции по программированию. Я продаю самодельные буклетики с кодами и много раз убеждался, что это так.
Секретные сайты
— Кстати, где качать музыку, если не секрет?
— Сайтов, посвященных рингтонам, в сети много. Рекомендую посетить: www.udivi.ru/melody.shtml — владельцам телефонов моделей Alcatel, Nokia, Siemens, Ericsson, Motorola, Panasonic. Как и на Mobilmusic, найдете подробную инструкцию по загрузке. На официальном сайте Notre Dame de Paris (http://nddp.musicals.ru/serious/music.htm) в качестве промоушна даны коды темы Le temps des cathedrals. Однако мелодия из "Нотр-Дама" звучит только на Nokia, Siemens, Ericsson, Motorola. Хотя логично было бы, чтобы французский мюзикл звучал и на французском Alcatel.
{Опросив больше десятка известных, состоявшихся людей (от мэра Ангарска Евгения Канухина до знаменитого мастера резки по льду Карима Мухамадиева), мы получили подтверждение словам Виктора Беспалова — взрослые люди, как правило, выбирают самый простой сигнал звонка и выделиться из толпы довольно-таки примитивным путем (типа мелодии "Бумер") не пытаются. Они используют максимальное количество возможностей, уже заложенных в телефоне. Тем более что такие люди, как правило, имеют престижные модели, в которых интерфейс и программа весьма богаты. А гордиться им и без того есть чем. Так что тяга к смене мелодий — в основном молодежная фишка. }

Метки:
baikalpress_id:  6 635
Загрузка...