Двери городской администрации открываются для всех жителей

Любой житель Иркутска может прийти к чиновникам и сказать, каким должен быть наш город

Впервые за всю историю Иркутска городские власти обращаются за помощью к каждому жителю, который беспокоится о том, как будет выглядеть город через 20— 30 лет. Властям нужны умные советы и вопросы горожан. Уже три года кипит работа по подготовке генерального плана города, вот-вот он будет готов и утвержден. Учитывая то, что столица Иркутской области живет без такового уже двадцать лет, это большое событие.

Еженедельник "Пятница" с 2001 года регулярно рассказывает своим читателям о ходе подготовки генерального плана. Напомним, что Иркутск остался без своего главного документа почти 20 лет назад. То есть план был в 1985 году, только власти его не утвердили.
В 2001 году Иркутскгражданпроект получил задание от мэрии скорректировать старый план. Но прежде проектировщики разработали концепцию развития города, то есть долгосрочную стратегию, которой раньше у города не было. Сегодня концепция, рассчитанная на 15 лет, готова. И выносится на суд жителей Иркутска. Еженедельник "Пятница" публикует основные идеи ее разработчиков.
Иркутяне
Для того чтобы построить концепцию генерального плана, проектировщики сначала должны были посчитать иркутян, выяснить, почему их становится все меньше, и спрогнозировать, сколько их будет через десять, двадцать и тридцать лет.
В прошлом веке население Иркутска росло за счет высокой рождаемости и притока людей из других местностей. По официальным данным, к 1989 году Иркутск населяли 576,9 тысячи человек.
В конце 80-х годов рождаемость стала понижаться. Одновременно возросла смертность, а миграционный приток сменился оттоком. К началу 2003 г. в Иркутске осталось 578,1 тысячи человек. Предварительные данные последней переписи населения назвали другую цифру — 593,4 тысячи. Специалисты считают, что даже в таких условиях Иркутск потенциально привлекателен для мигрантов в плане рабочих мест и возможности карьеры.
Эту привлекательную картину портит высокий уровень стоимости жилья. Спрос существенно превысил предложение на рынке жилья, поскольку строится мало жилых домов. Рост объемов жилищного строительства, повышение доступности жилья являются необходимыми условиями для реализации потенциальных возможностей развития города.
Изучив эти данные, администрация города приняла вариант численности с некоторым ростом:
2010 г. — 600 тыс. чел.
2020 г. — 620 тыс. чел.
2030 г. — 650 тыс. чел.
Жилье
В 1986 году в среднем на одного жителя приходилось 14,2 квадратных метра. В 1990-м — 14,6. Сегодня уже 18,6. Отчасти это увеличение связано с медленным ростом численности населения. Специалисты считают, что и с повышением уровня жизни иркутян. Например, в Москве на одного человека приходится 22 квадратных метра.
"Концепция генерального плана" прогнозирует рост средней жилищной обеспеченности до 20 квадратных метров на человека к 2010 году, к 2002-му — 24 квадратных метра и 30 — к 2030 году. Исходя из этого, Иркутску нужно осваивать свободные от застроек территории, чтобы строить жилье.
На первом этапе (до 2010 года) будут осваиваться свободные площадки 8-го, 7-го и 5-го микрорайонов Ново-Ленино, микрорайона Топкинского, бульвара Постышева, Щаповской горы в предместье Знаменском, набережной в районе Лисихи и в юго-западной части Свердловского округа.
На втором этапе жилищное строительство начнется в центральной части города на пойменных территориях, в месте слияния рек Ангары и Иркута. На ныне подтопляемых свободных территориях можно разместить крупный городской район. Предлагается реконструировать застройки в Жилкино с применением инженерной защиты от подтопления.
На завершающем этапе в 2030 году будет введен новый жилой фонд на территории 1229,8 гектара. Основной объем реконструкции уже имеющегося жилого фонда придется на пойменные территории Иркута.
Центр
Сегодня коммерсанты поглощают первые этажи зданий по улицам Карла Маркса, Ленина, Урицкого, Чехова, Литвинова. Бывшие производственные цеха отдаются под крупные торговые центры. По концепции, это лишь улучшает облик Иркутска, но делает необходимым предпринять следующие шаги, чтобы спасти центр от наплыва автомобилей:
— изменить транспортное и пешеходное движение в районе Центрального рынка.
— освободить центр Иркутска от транзитного и грузового транспорта.
— построить автостоянки и многоэтажные гаражные комплексы по периметру рынка.
— вынести из центра экологически вредные предприятия: дрожжевой завод, хлебокомбинат, литейные производства на территории ИЗТМ.
Помимо существующего исторического центра в Иркутске появятся центры районные, торгово-бытовые и специализированные. Но центральная историческая часть города оставит за собой функции главного административно-делового и общественно-культурного центра.
— По правому берегу Ангары у нового моста предлагается развитие делового и финансового центра.
— На левом берегу, в районе мостового перехода, планируется развитие культурно-досуговых функций. Здесь начато строительство ледового дворца. На прибрежных территориях планируется организовать зоны отдыха.
— На правом берегу в районе существующего релейного завода будут комплексы научно-производственного характера.
— Будет осваиваться Глазковская стрелка (Затон). Сейчас эта территория используется неэффективно, несмотря на явную ценность — близость железнодорожного вокзала. Проектом предлагается организация здесь центра обслуживания туристов с размещением гостиничного комплекса, пассажирского речного порта, автовокзала.
Кроме перечисленных центров в Иркутске будут существовать центры, предназначенные для обслуживания жилых районов, промышленных районов, специализированные центры медицинского обслуживания. Состав центров будет определяться потребностями рынка услуг. Объекты микрорайонного значения разместятся в жилой застройке.
Транспорт
Иркутский аэропорт реконструируют. Авторы Концепции осознают необходимость выноса аэропорта за пределы города, однако в рамках срока действия генерального плана считают это нереальным.
Из города выведут транзитный транспорт, для чего создадут обходные магистрали автомобильного и железнодорожного транспорта. Транспортные связи между отдельными районами улучшат, а пропускную способность магистралей увеличат.
Для всего этого Иркутску нужны еще два моста через Иркут, шестой мост через Ангару на северном обходе и девять транспортных развязок на предполагаемом скоростном кольце. На первом этапе генерального плана нужно докончить строительство нового моста. Проектом предусмотрено строительство второго пути обходной железнодорожной линии от станции Иркутск-Сортировочный и глубокого обхода от станции Батарейной. Зеленые зоны
Городские лесопарки сосредоточены в окрестностях микрорайона Зеленого, в Кайской роще и в районе станции Батарейной Ленинского района. Проектом предусмотрено благоустройство этих мест и восстановление нарушенных лесных ландшафтов.
В качестве основных озелененных зон отдыха для горожан предлагаются острова Юность, Конный, Шишиловский с перспективой создания здесь городского аквапарка. В лесах зеленой зоны и на побережье Иркутского водохранилища будут расположены зоны массового отдыха горожан. Проектом предусмотрено благоустройство пляжей и прилегающих к ним озелененных ландшафтов.
Долины рек Иркута, Ушаковки, Каи тоже включены в структуру городского озеленения. Озеленение и благоустройство малых городских рек позволит обеспечить живущих в этих районах иркутян местами повседневного отдыха. В парковых зонах предусматривается развитие активных видов отдыха — там разместятся спортивные площадки, автостоянки, сервисы обслуживания.
Городская черта
Сегодня границы города нечетки и размыты. Город давно наехал на Иркутский район. Поэтому городскую черту необходимо утвердить. Разработчики концепции генерального плана рассмотрели два варианта изменения городской черты.
Минимальный вариант предлагает привести уже существующую городскую черту в соответствие с Земельным кодексом РФ и включить для развития города резервные территории на Чертугеевском полуострове. Это необходимо потому, что сегодня городская черта на некоторых участках режет чужие землепользования.
Максимальный вариант предлагает включить в городскую черту поселки Западный, Сергиев Посад, Ново-Иркутский, Николов Посад, Изумрудный, Ново-Разводная, ИСХИ и поселок Молодежный. Сюда же, по второму варианту, войдут реконструируемая территория аэропорта и, как и в первом варианте, территория полуострова Чертугеевский. Однако предлагается исключить из территории города часть лесов на востоке, поселок Плишкино и небольшой участок незастроенной территории в северо-западной части города. При таком начертании городской черты общая площадь города сохраняется почти неизменной.
Администрация Иркутска рекомендует принять первый вариант, потому что видит во вторым существенные недостатки:
— в городе не должно быть заброшенных и пустующих участков, не дающих поступлений в бюджет;
— цель городского самоуправления — повышение эффективности использования уже имеющихся территорий;
— до расчетного срока действия нового генерального плана, то есть до 2030 года, городу не нужна и нежелательна территориальная экспансия, которая ущемляет интересы смежных землепользователей.

Метки:
baikalpress_id:  27 402
Загрузка...