В Иркутске учат слышать глухих детей

Уже после нескольких занятий дети повторяют вместе с педагогом слова

В Иркутске глухие дети обретают способность слышать и говорить. Этому их учат в областном реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями. После долгого и кропотливого труда педагогов дети начинают говорить. Их лексикон постепенно пополняется: от простого "би-би" — до полных предложений.

Глухие могут слышать!
В областном реабилитационном центре в конце прошлого года появился новый аппарат "Верботон" для групповых занятий, он помогает развивать остаточный слух как у слабослышащих, так и у глухих людей.
Раньше в центре был анологичный аппарат, но только для индивидуальных занятий, а теперь появилась возможность работать коллективно.
Как рассказала нашему корреспонденту Надежда Георгиевна Петроченко, сурдопедагог высшей квалификационной категории, "Верботон" помогает детям услышать, в прямом смысле этого слова. А с его помощью идет работа над коррекцией звукопроизношения, постановкой звуков, общим развитием речи.
Одно занятие длится час, как правило, три раза в неделю, причем абсолютно бесплатно. Всего в центр сейчас ходят 30 детей с нарушением слуха. Все они из Иркутска. Однако здесь побывали и дети области, которые добились хороших результатов и дети из других регионов страны.
Все дети, с которыми занимаются специалисты, ходят в обычные школы и учатся по той же программе, что и слышащие. Единственное их отличие от сверстников — это слуховые аппараты.
В центр также приходят и дошкольники. Это дети 3—6 лет, которых готовят к массовой школе.
Почему ребенок глухой?
Среди подопечных Надежды Георгиевны с наследственной тугоухостью всего три человека. Родители этих детей также имеют нарушение слуха.
Очень многие дети страдают глухотой приобретенной. Такими они стали после применения в раннем возрасте ототоксичных препаратов (канамицин, мономицин и др.). Использование, которых обусловлено жизненной необходимостью — либо ребенок умрет, либо останется живым, но с возможным нарушением слуха.
Кроме этого есть еще масса причин. Например, отит — заболевание среднего уха, краснуха, минингит, грипп.
Причиной глухоты и тугоухости могут быть и заболевания матери во время беременности, родовые травмы. В результате перенесенных заболеваний происходит необратимое повреждение чувсивительных волосковых клеток внутреннего уха. Поврежденные клетки не способны преобразовывать механическую вибрацию в нервные импульсы, поступающие в слуховые центры головного мозга.
— Надежда Георгиевна, такие дети совершенно ничего не слышат?
— Как правило, тотальной глухоты не бывает, все равно остаются живые участки слухового нерва, благодаря которым мы развиваем остаточный слух и речь.
Аппарат "Верботон" помогает услышать
"Верботон" представляет собой небольшое устройство: первое — звукоусиливающая часть, к ней подключаются наушники, два микрофона и круглый вибратор — его кладут в ладошку ребенку, чтобы он ощущал звук.
Ребенку надевают наушники и настраивают левое ухо, правое, общее усиление, регулируются частоты — низкие, высокие, средние; эспилметр помогает определить силу голоса ребенка; ревербератор создает эффект эха — это нужно для того, чтобы ребенок мог понимать речь громкоговорителей на вокзале или в других местах, где звук отражается. В общем, аппарат "Верботон" — это уникальная разработка, способная сделать из глухонемого ребенка слышащего и говорящего.
Все с нуля
Надежда Петроченко рассказала нам, с чего начинается работа с глухими.
— Мы начинаем тренировать слух с лепета, с самого простого — "аф-аф", "мяу", "му". Как новорожденный проходит этапы развития речи? Так и мы начинаем, даже если ребенку 5—10 лет. Без этого никак. Даже если ребенок услышал, он все равно не знает смысла этих слов, ведь слышит он их впервые! Это равносильно тому, что вы не сможете использовать математические формулы, не научившись сначала сложению и вычитанию.
После каждого занятия кабинет засыпан картинками, игрушками, табличками. Каждый звук, который ребенок воспринимает, нужно обязательно подтвердить предметом, чтобы и слово, и предмет соотнеслись в его голове. Например, слово "ручка" — здесь же картинка и сама ручка.
Ребенок слышит слово не так, как мы, у него свой слуховой образ. Многократным повторением мы формируем у ребенка слуховой образ этого слова. Повторять приходится десятки и сотни раз, используяразнообразные ситуации.
Дальше идет усложнение — возьми ручку, нарисуй ручкой, напиши ручкой и тому подобное. Это очень длительная работа, очень кропотливая. Когда родители смотрят на то, как мы занимаемся с их детьми, им кажется, что мы никогда не тронемся с места, настолько незначительными бывают первоначальные успехи.
Очень важно, говорит Надежда Георгиевна, чтобы родители самостоятельно, ежедневно занимались с детьми дома, без этого добиться результатов гораздо сложнее.
После упражнений на "Верботоне" ребенку надевают индивидуальные слуховые аппараты и повторяют то же самое, что и через "Верботон", а потом и вовсе "на голое ухо".
Позднее ребенку проговаривают слова, прикрывая при этом рот ладонью , то есть "за экраном" (чтобы не читал по губам), а он должен показать произнесенное на предложенных картинках — доказать, что понимает услышанное. В центре учат и слышать, и говорить, и читать.
В результате после нескольких лет занятий речь глухого становится достаточно внятной и похожа на нашу. Дети не стесняются своего выговора и нормально общаются, дружат с одноклассниками.
Мы видели, как это происходит!
Наш корреспондент побывал на одном из занятий, и вот как это было.
Маленькому Руслану 4 года. Он глухой от рождения, хотя его родители и не имели предпосылок к этому. На занятия пришел второй раз.
Надежда Георгиевна взяла малыша на руки и стала вытаскивать из "чудесного" тканевого мешка игрушки.
— Кто это? Лошадка — тпру, тпру, тпру! А это кто? Цыпленок! Пи-пи-пи! Собачка — аф-аф-аф! Машинка — би-би!
Все говорится "на голое ухо", но ребенок уже после одного занятия повторяет! Пусть пока потихоньку и не всегда правильно, но повторяет!
Затем педагог наклонилась за спину Руслана и сказала несколько раз "аф-аф-аф". Мальчик взял со стола собаку и тихонько произнес: "Фа-фа-фа". Так же было и с остальными игрушками. Иногда ребенок ошибался, но не все ведь сразу!
Затем Руслану надели наушники и вложили в руку вибратор. Он легко стал повторять звуки и слоги, которые в микрофон произносила Надежда Георгиевна.
С маленькими детьми занятия идут по 20—30 минут, чтобы не утомлять. Потом они идут к Людмиле Анатольевне Соловьевой, музыкальному руководителю, там детей ждет новый блок работы — их научат слушать музыку, различать музыкальные инструменты, разовьют голос и дыхание, научат петь и танцевать.
Родители плачут от счастья
Родители очень благодарны работникам центра за то, что с их помощью ребенок учится слышать их, понимать, говорить.
Мама одной девочки, по рассказу Надежды Петроченко, привела на очередное занятие ребенка и рассказала, что, когда они с мужем садились ужинать, отец окликнул дочь по имени, и она, услышав, заглянула на кухню. Для родителей это просто счастье. Женщина обняла педагога, плакала и благодарила.
Со всеми детьми, которые когда-то приходили в центр, педагоги поддерживают связь. Девчонки звонят им и делятся своими секретами, рассказывают об учебе, подружках. По признанию Надежды Георгиевны, им это очень приятно.

Метки:
baikalpress_id:  6 591