Электрический кабель спрячут в Байкале

И тогда на Ольхоне появится свет

О перспективах развития острова Ольхон говорят давно. Все сходятся во мнении, что главное — это электроснабжение, способное обеспечить новое качество жизни островитян, дать тепло, базу для деятельности предпринимателей и восстановления рыбзавода. Работы по проведению электричества на этот остров ведутся давно. О том, как идет строительство, корреспонденту еженедельника "Пятница" рассказал генеральный директор ОАО Электросетьстрой Казбек Астемирович Хостикоев.

— Несколько лет назад наша организация строила линию от Баяндая до Еланцов, — рассказал Казбек Астемирович. — До этого момента там находилась очень старая, ненадежная линия электропередач. Жители района месяцами сидели без света. Сейчас о том, как они мучились, вспоминают уже редко. В конце прошлого года наша организация завершила работы от Еланцов до Черноруда и до МРС.
Раньше жители прилегающих поселков не могли пользоваться даже элементарными бытовыми приборами, например холодильниками или телевизорами. То, что произошло сейчас, для них настоящий праздник. По словам строителей линии электропередач, везде началось оживление — в прибрежной зоне Байкала быстрыми темпами строятся частные дома и коттеджи.
В этом году планируется построить линию электропередач на самом острове и одновременно разработать проект перехода кабеля через пролив Ольхонские ворота, где работает паромная переправа (протяженность — 1800 м, глубина — 50—60 м). Если строительство ЛЭП от начала острова до Хужира (41 км) обойдется в 60 млн рублей, то тянуть кабель через переправу стоит в 4 раза дороже. Первоначально были предложены два варианта такого перехода. Первый — протянуть высотные опоры на берегу острова и материка воздушным путем, а между ними растянуть электрокабель.
— От этого варианта, скорее всего, придется отказаться, — говорит Казбек Астемирович. — Он в 2—3 раза дороже второго варианта. Кроме того, в этом месте сложные климатические условия, сильные ветры. А стационарной метеостанции никогда не было. Значит, и не существует результатов многолетних наблюдений, без которых предсказать, как поведет себя воздушный кабель, сказать нельзя. И для него потребуются высотные опоры, минимум 100 метров.
Второй вариант — пропустить кабель по дну Байкала. Такие случаи уже не редкость. Еще во время Великой Отечественной войны кабель в блокадный Ленинград проходил по дну Ладожского озера. Сегодня технологии достигли высот.
При строительстве на Ольхоне намерены использовать новый вид кабеля в полиэтилене, который будет вкопан в дно и недоступен для обитателей озера. Это будет способствовать не только вечному безопасному нахождению в воде, но и безопасности с сейсмической точки зрения. К разработке проекта планируют привлечь специалистов лимнологического института, которые хорошо исследовали практически все дно Байкала.
Еще одна проблема, возникающая в настоящее время, по словам сотрудников Электросетьстроя, — опасная ледовая переправа, по которой им необходимо будет доставить на остров около 6—8 тысяч тонн грузов, в том числе высотные опоры. Они говорят, что будут подходить к этому вопросу творчески. Использовать вертолет или самолет нереально. Они просто не поднимут такой груз. Придется ждать, когда окончательно встанет лед, или перевозить груз по Байкалу на барже от железнодорожной станции Култук.
Подготовительный этап работы на острове Ольхон уже идет. На российских заводах уже размещены заказы необходимых материалов. Скоро на острове появится временная дизельная электростанция, которая будет обслуживать строителей. За 2004 год они планируют завершить строительство линии электропередач на самом острове. Правда, загадывать боятся. На строительство линии от Черноруд до МРС (18 км) ушло всего два месяца, а вот от Еланцов до Черноруд (39,9 км) почти три года.
{Да будет свет!
Когда-то Ольхон имел постоянное электроснабжение от дизельной станции рыбзавода. После распада СССР эту заботу взяла на себя районная администрация. Но дизельные станции работают недолго. В настоящее время электричество поступает только на 30, в лучшем случае на 50%. Станции приходится менять. Одна из таких, которая в середине ноября появилась в Хужире, стоит 1 млн 350 тысяч рублей. Кроме того, ежегодно на ее содержание и закупку топлива тратятся миллионы. Она обеспечивает дневное освещение для жителей острова и социально значимых объектов, но не решает проблему полностью. Поэтому островитяне очень ждут постоянного электричества в своих домах.}
{Справка "Пятницы"
Остров Ольхон — сердце Байкала, даже по своей форме он напоминает очертания озера. Это самый крупный остров на Байкале, его длина — 71 км, ширина — до 12, а площадь — 730 квадратных километров. Он отделен от западного берега озера проливом Ольхонские ворота и Малым морем. Остров расположен вблизи самого глубокого места Байкала (1637 метров).
На Ольхоне встречается все многообразие ландшафтов байкальской природы: здесь есть и степь с глубоко вдающимися в сушу и хорошо прогреваемыми летом заливами, совсем "прибалтийские" песчаные пляжи с дюнами, холмами и хвойными рощами лиственниц вдоль берега, и густые леса с участками реликтового ельника, и суровые мраморные скалы, украшенные густыми красными мхами.
Остров Ольхон считался сакральным центром северного шаманского мира, и до сих пор возле мыса Бурхан (скалы Шаманки), на берегу озера рядом с поселком Хужир, трепещут на ветру ленточки на деревьях: это бурхан — место поклонения духам. По старинным народным преданиям, в пещере скалы Шаманки жил владыка этих мест и всего острова Ольхона — Эжин, или Бурхан.
На острове расположены два более-менее крупных поселка — Хужир и Харанцы. Есть еще поселок Узуры, между мысами Ижимей и Хобой, но это всего несколько домов. Основное население — русские и буряты, в основном рыбаки.}

Метки:
baikalpress_id:  27 406