От Иркутска до Листвянки будут строить автобан

Еще лет пятнадцать назад дорога Иркутск — Листвянка не представляла никаких проблем. Интенсивность движения была невысокой. Ну кто здесь ездил? Лишь редкий автобус с туристами да дачник на "копейке". Однако в последние годы ситуация изменилась. Дорога стала очень популярной. Количество автомобилей, движущихся по ней, растет в геометрической прогрессии, а технические характеристики трассы остаются на очень низком уровне. Отсюда многочисленные аварии. Это побудило Дирекцию дорог Иркутской области срочно искать пути решения проблемы безопасности и пропускной способности. Речь идет о строительстве абсолютно новой скоростной автострады представительского класса повышенной комфортности.

Спасибо товарищу Эйзенхауэру за дорогу на Байкал
Но сначала немного истории. Восстановить хронологию строительства трассы Иркутск — Листвянка нам помог Александр Тимофеевич Волков, возглавлявший в 50-е и 60-е годы НИИ Гипродортранс (впоследствии ГипродорНИИ).
В середине 50-х годов от Иркутска к Байкалу вела обычная проселочная дорога вдоль берега Ангары, но в связи со строительством Иркутской ГЭС она подлежала затоплению. Поэтому в 1952—1954 гг. ее сдвинули на километр. По качеству новая дорога мало чем отличалась от прежней, и ей была присвоена самая низкая техническая категория. Неизвестно, как бы складывалась дальше ее судьба, если бы не большая политика.
В конце пятидесятых Хрущев готовился к визиту президента США Дуайта Эйзенхауэра. Выяснилось, что президент очень интересовался Байкалом в связи с бедственным состоянием Великих озер. Хрущеву не хотелось ударить лицом в грязь, и он дал распоряжение построить качественную дорогу за один сезон. Из Москвы и Ленинграда в Иркутск срочно были направлены изыскатели Гипроавтотранса, а также строительная организация Гушосдор, которая непосредственно подчинялась МВД.
В то время любая дорога считалась стратегическим объектом. Александр Волков вспоминает, что представители спецслужб даже требовали у него подписать документ, где он должен был лично ручаться за прочность деревянных мостов, когда по ним проедет машина с президентом...
Закипело строительство. Впереди шли изыскатели, за ними бульдозеры. "Все службы работали форсированными темпами, — вспоминает Александр Тимофеевич, — проекты реализовывались сразу с листа, то, что мы успевали за день нарисовать". Времени было очень мало, и поэтому при строительстве практически не велись земляные работы. Поэтому дорога имеет такие очертания: она прямая, но продольный профиль — практически по огибающей пересеченного рельефа.
К осени трасса была практически готова. Также была построена "дача Эйзенхауэра", ныне санаторий "Байкал". "Но, — вспоминает Александр Волков, — в мае 1960 года наша ракета сбила самолет Пауэрса. И мы сразу почувствовали — это конец. Никакой Эйзенхауэр к нам не приедет". Сверху поступила команда работы прекратить. Грянула холодная война. Выходит, мы должны благодарить Эйзенхауэра за то, что советские люди получили доступ к Байкалу.
Шли годы. Направление на Байкал становилось все более востребованным. Вдоль дороги появились дачные поселки, кемпинги, турбазы. Возле санатория "Байкал" построили гостиницу "Интурист". Дорогу потихоньку реконструировали. Построили бетонные мосты вместо прежних — деревянных. Подтесали очень сильные уклоны в местах, где часто случались аварии, а четыре года назад с применением новых технологий положили новое покрытие.
В принципе дорога за все эти годы не претерпела каких-то существенных изменений. Раньше, когда тракт находился в федеральной собственности, предполагалось, что когда-нибудь здесь начнут реконструкцию. Но несколько лет назад дорога без особых на то причин перешла в разряд территориальных, и надежды на помощь Москвы окончательно растаяли.
Мертвые зоны, капканы и американские горки
Чтобы получить наглядное представление о сегодняшнем состояния дороги, корреспондент "Пятницы" вместе с Гитой Посмитной, руководителем проектной группы "Индор", совершили ознакомительную поездку по маршруту Иркутск — Листвянка — Иркутск.
Погоду специально не выбирали. Небо затянуто облаками, но видимость хорошая. На выезде из города обращаем внимание, что практически везде земля уже захвачена: кафе "Березка", коттеджи, супермаркет "Цезарь", торговый центр, шашлычка, "Рыцарский двор".
Чем дальше едешь, тем сильнее дорога начинает напоминать известный аттракцион "американские горки". Уклоны становятся все круче. Когда машина съезжает по ним вниз, становится жутковато. Густой лес загораживают панораму. За крутыми поворотами — ничего не видать. Но самое неприятное не это.
Если стоишь посередине дороги, создается впечатление, что она ровная, но это оптический обман. Если вглядываться внимательнее, видно, как полоса резко сужается. Это и есть выемки. Здесь машины попадают в "капкан" — видимость составляет меньше ста метров. Таких "мертвых зон" на тракте очень много.
Убедиться в этом мы смогли наглядно, когда на совершенно пустой дороге, будто из-под земли, нам навстречу выскочил свадебный кортеж. Машин пять или шесть. Выбросу в кровь адреналина также способствуют динамические удары на большой скорости, это значит, машина проехала небольшую ямку, которых на трассе немало.
Другой опасный аттракцион — съезды на дорогу. Видимость здесь тоже отвратительная. Машины летят на большой скорости. Поэтому дачникам приходится каждый раз рисковать, выезжая на тракт.
— Зимой, — рассказывает Гита, — если дорогу не подсыплют, здесь вообще что творится! Например, часто грузовик подняться не может. Тормозит посреди дороги, и его разворачивает на огромной скорости. Другие машины уже остановиться не могут и в него въезжают.
Опасные участки следуют один за другим. Крутые повороты, ямки, склоны. Чтобы разглядеть панораму лучше, мы делаем короткие остановки. Но эти стоянки сразу создают массу неудобств для других машин. Они начинают резко тормозить, чтобы нас потихоньку объехать.
Не обошлось в этот день без аварии. Мы стали свидетелями того, как в районе торгового центра "Байкал" на выезде из Ново-Разводной столкнулись грузовичок "Тойота", "Волга", легковая иномарка и маршрутка "Газель". Здесь это обычное дело.
{Когда по трассе идет колонна автомобилей, нагрузка превышает все допустимые пределы — получается одна большая пробка. А на участках, где дорога имеет две полосы, любая авария приводят к полной остановке движения, потому что в ней, как правило, задействовано больше двух машин.}

Загрузка...