Фермеры прячут от "Автогражданки" тракторы и сеялки

C 1 января 2004 года в России вступил в силу Закон об обязательном гражданском автостраховании. Теперь за отсутствие "Автогражданки" нарушитель должен выплатить государству от 500 до 800 рублей. По-своему этот вопрос решили в сельской местности — фермеры застраховали только часть своей техники, ту, на которой они ездят в город. А на страхование комбайнов, тракторов и сеялок у них нет денег. Впрочем, труженики села до сих пор надеются, что закон пересмотрят.

"У нас в селе надеются, что закон отменят"
Павел Васильевич Токарев, житель села Бутырки, уже не первый год считается лучшим фермером области. Хозяйство у Токарева большое — триста пятнадцать гектаров земли, сорок лошадей, тридцать коров и шестьдесят свиней. Его семья (а это тринадцать человек, четверо из которых еще не могут работать по причине малых лет) живет исключительно своим натуральным хозяйством. Мясо, картошка, зерно и сено — все свое.
Наличные деньги здесь не самые частые гости. Все доходы уходят на топливо, запчасти и оплату электроэнергии. Расходы приличные — только за электричество фермерское хозяйство Токаревых выкладывает тридцать шесть тысяч за полгода. А еще налоги забирают более пятидесяти тысяч в год.
Техники у Павла Васильевича сейчас много: шесть автомобилей, два комбайна и одиннадцать тракторов. А еще есть прицепные комбайны, у которых нет двигателей, — картофельный, силосный. Многие из них подняты Токаревым буквально из металлолома.
— Комбайны я страховать не буду, — вздыхает Павел Васильевич, — там сто пятьдесят лошадиных сил в моторе. Разуют меня эти страхования, где же я их вытяну? Я вообще удивляюсь, неужели можно сравнивать такие вещи. Вот комбайн у меня выдает зерно — продукцию, необходимую для людей. Стоимость нового комбайна полтора миллиона рублей. Джип японский, "Круизер" например, столько же стоит. Джип по городу разъезжает, еще и дорогу тебе никогда не уступит. А мне комбайн для тяжелой работы нужен.
По подсчетам фермера, на то, чтобы застраховать всю его технику, ему понадобится тридцать восемь тысяч рублей.
— Я уже консультировался со страховыми инспекторами, — говорит Павел Васильевич, — мне сказали, что страховать нужно всю мою технику. Мол, потому что все мои машины — участники дорожного движения. Такое ощущение, что люди просто не имеют понятия о сельхозработах!
Трактор, например, применяют на посевной уборке, на пахоте, а потом он стоит. У Токарева три гусеничных трактора, три Т-150 и пять "Белорусов". Они все разные и, понятное дело, используются не каждый день. Комбайн работает на уборке урожая и копке картофеля, а все остальное время стоит в ангаре. Да и по дорогам на них передвигаться не приходится, разве что с поля на поле перегнать.
На данный момент Павел Васильевич застраховал только одну новую машину УАЗ, потому что на ней он планирует совершать дальние поездки. Вместе с техосмотром он заплатил за нее тысячу рублей.
— У меня еще есть один дизельный автомобиль, на нем я тоже везде езжу. Придется страховать, чтобы ГАИ меня не казнила. Из последних средств придется страховать. Пока одну машину я вытянул, а с остальными жизнь покажет что делать.
А еще Павел Васильевич добавил:
— У нас в селе все, у кого техника какая есть, надеются на то, что найдется разумный человек и отменит этот закон.
Проверить страховку могут даже в поле
Прокомментировать ситуацию со страхованием сельскохозяйственной техники мы попросили Артема Знайденко, главного специалиста сектора автострахования компании "ВостСибЖасо".
Начнем с того, что все-таки не каждый автомобиль должен быть застрахован. В законе об обязательном автостраховании и гражданской ответственности указаны категории транспортных средств, которые страховать не нужно. Их четыре:
— транспортные средства, максимальная скорость которых не превышает двадцати километров в час;
— транспортные средства, которые не допускаются к передвижению по дорогам по техническим параметрам;
— транспортные средства Вооруженных сил РФ;
— транспортные средства, которые зарегистрированы и застрахованы иностранным государством и используются на территории РФ.
Последние два пункта нас не интересуют, так как сельская техника попадает только под первые два. А вот здесь начинается самое интересное.
Возьмем, к примеру, трактор. Это одно из наиболее важных транспортных средств в деревне, причем служит оно не для простого перемещения из точки в точку, а для работы в полях. Тракторы бывают разные, но нет таких тракторов, которые бы ездили менее двадцати километров в час. Гусеничный или колесный, трактор ездит как минимум сорок километров. Получается, что под первую категорию тракторы уже не попадают.
Теперь взглянем на второй пункт.
— Вообще, гусеничный трактор не допускается к проезду по асфальтовым дорогам, — комментирует ситуацию Артем Знайденко, — если его будут перегонять с поля на поле по асфальтовой дороге, то уже будут нарушены правила условий эксплуатации. Трактор массой 15 тонн, например, на гусеничном ходу не может самостоятельно двигаться по дороге, не повредив ее. Такие тракторы надо перевозить на трейлерах. Однако некоторые небольшие гусеничные тракторы еще могут допускаться к проезду по грунтовым дорогам. Под такую категорию попадают тракторы типа "Беларус" (именно эти машины в основной своей массе используются в деревнях. — Ред.).
А вот здесь как раз надо вспомнить саму суть автострахования. Оно выгодно всем, кто принимает участие в дорожном движении. Но какое участие в нем принимает тот же "Беларус", если его выгоняют только два раза в году, да и то в поле?
С комбайнами ситуация практически та же. Про них в законе вообще-то не упоминается, но если в техническом паспорте не указана минимальная скорость в двадцать километров, то они значатся как тракторы. Проще говоря, страховать надо все.
— Но здесь все же работает особенная ситуация, — продолжает Артем Знайденко. — Я так полагаю, что весь деревенский транспорт должен стоять на учете, а для этого случая предусмотрен понижающий коэффициент 0,4. Такой коэффициент применяется для населенных пунктов с населением меньше десяти тысяч, при этом учитывается интенсивность движения и степень риска. В Иркутске территориальный понижающий коэффициент 1,3, а это разница примерно в тысячу рублей.
При страховании учитывается также базовый тариф. У трактора базовый тариф меньше, чем у автомобиля. Вообще, базовая тарифная ставка установлена по категориям транспортных средств, и для каждого владельца окончательная ставка обходится по-разному. Владельцы, из-за того, что один живет в деревне, а другой в городе, платят по-разному. Соответственно, имеют значение и возраст, и водительский стаж. В то же время базовая ставка на трактор не зависит от его параметров: будь то "Беларус" или К700 — платить поровну.
Еще один немаловажный пункт для жителей деревни. Многие машины, которые они используют для работы или передвижения, сделаны их же руками. Например, поливочные или сеятельные машины. Подлежат ли они страхованию?
— Подлежат, — отвечает Знайденко. — Ведь они стоят на базе каких-то заводских машин. Вот КамАЗ — грузовой автомобиль, у него своя база. А если на него поставить крановую установку, то он будет относиться к градостроительным машинам и ставка будет другая — меньше. Хотя машина фактически та же. Прицепы тоже страхуются, они идут по категориям — к грузовым, к легковым и тракторам. Прицепы ведь тоже участвуют в дорожном движении, и не так уж редки аварии с их участием.
Кроме понижающего коэффициента, никаких льгот у сельских жителей нет. При этом наказание для владельцев тракторов, комбайнов и самодельных сеялок будет таким же, как и для владельца легковушки, которую хозяин нещадно эксплуатирует в мощном городском автомобильном потоке.
— Вообще-то фермера могут остановить не только в тот момент, когда он перебирается с поля на поле, — рассуждает Артем Знайденко. — Его могут остановить и потребовать страховку даже в поле. Причем это будет законно. Он не участник, но в законе написано, что владелец обязан застраховать свой транспорт независимо от того, эксплуатируется техническое средство или нет.
В общем, как ни крути, а смысл в обязательном автостраховании для отдельных людей и, в частности, сельских жителей найти трудно. Вот и попробуй пойми — для чего этот закон придумывали?

Метки:
baikalpress_id:  27 443
Загрузка...