Фотовыставка Сергея Игнатенко: между мифом и реальностью

Наверное, самые интересные фотографии — сделанные в путешествиях, даже если в роли странника выступает незнакомец.

На них все другое, непривычное: места, где хочется побывать; эмоции и чувства, что хочется испытать; люди, с которыми было бы замечательно познакомиться. В прошлую пятницу, 23 января, в музее-усадьбе Сукачева на Декабрьских Событий открылась выставка «Врата сновидения» иркутского фотографа Сергея Игнатенко. Он представил серию картин о природе, традициях, обрядах и повседневной жизни в Усть-Ордынском Бурятском округе.

— Фотографии, выставленные здесь, я делал в течение 15 лет, во время рабочих поездок по округу. Я люблю бурят, на их земле органично сочетаются и древние верования народа — шаманизм, и вера в лам, и буддизм. У русских православие восстает против язычества, словно старается стереть главу в истории, хотя наши предки были язычниками. С этим не поспоришь, и многие православные праздники были насаждены на языческие, — рассказывает Сергей Игнатенко. — Кроме того, мне импонирует, что у бурят особое позитивное отношение ко времени: они не суетятся, знают, что можно всегда успеть что-то сделать. Предыдущие мои выставки были в черно-белой гамме, но здесь я добавил цвета в работы, потому что не мыслю бурят без цвета.

Экспозиция «Врата сновидения» создана по мотивам книги Карлоса Кастанеды «Искусство сновидения». Писатель черпал вдохновение от встреч с шаманом доном Хуаном из индейского племени Яки, а иркутский фотограф — во многом из книг Кастанеды.

И не случайно свою персональную выставку он посвятил знаменитому на весь мир бурятскому шаману Терентию Шабаеву. Как говорят организаторы мероприятия: «Выставка дает возможность приоткрыть дверь в область, скрытую от обычных людей, заглянуть за «Врата сновидения».

— Сновидения — это что-то очень личное. Во сне мы можем видеть особенных людей, какие-то места из нашего прошлого, и желать вернуться в них снова. На этих фотографиях — люди из моего прошлого, каждого из них я помню, они мне глубоко симпатичны. И когда я смотрю на снимки, я словно возвращаюсь к ним, вспоминаю настроение, что испытал во время встречи с ними, — говорит автор выставки.

На открытие «Врат сновидения» приехали родственники шамана Шабаева и целая делегация из Усть-Ордынского округа. Зрители переходили от одной фотографии к другой, узнавали родные места, праздники и соревнования, вроде фестиваля у горы Ерд или конкурса стригалей, делились впечатлениями и замечали, как автор сумел в одном моменте, в одном снимке раскрыть суть обрядов, показать красоту природы.

— Субъективный, эпатирующий, не замыкается на одном сюжете, — характеризует Сергея Игнатенко Тамара Драница, ведущий искусствовед Иркутска. — На прошлой его выставке мы видели портреты, нет, даже биографии людей, психологию личности, и восприятие ее было драматичным. На новой выставке тема меняется, теперь она несет духовный контекст — человек в огромном пространстве природы и одновременно пространстве культуры. В работах использовано минимальное количество цвета, но настолько он видоизменяет сцены, которые запечатлел фотограф, что картины представляются полноценным живописным полотном. И представление автора о мире в новой выставке меняется от драматичного к оптимистичному, потому что человек, живущий в природе, не может быть несчастлив. И мы, глядя на эти фотографии, задумываемся о настоящих ценностях — за это спасибо автору!

Экспозицию можно условно поделить на несколько блоков: портреты жителей округа, сюжеты из жизни школьников, снимки с шаманских обрядов и буддийских праздников, пейзажи с деревьями необычной формы и камнями.

Игра света и тени, контрастно по сравнению с фоном выписывающийся на первом плане человек или образ дают ощущение чего-то необычного, словно снимок находится на грани между реальностью и легендой. Три находящиеся рядом картины — портреты бабушки, женщины и девушки раскрывают образ Богоматери. На другом снимке — ливень, низвергающийся на монахов и людей, возвращающихся с обряда, словно соединяет небо с молящимися, дает согласие на то, о чем они просили. А фотография, на которой в школьном дворе дерутся мальчишки, причем один явно старше и больше второго, рассказывает об обычаях бурятской борьбы — неважно, насколько сильнее противник, нужно суметь победить его хитростью.

Эти и многие другие работы Сергея Игнатенко легли в основу новой фотокниги об Усть-Ордынском округе. Макет ее практически готов, но не хватает достойного текста к иллюстрациям и спонсорской поддержки.

  • Выставка «Врата сновидения» продлится до 1 марта в музее-усадьбе Сукачева. Время работы музея — с 10.00 до 18.00, кроме выходного дня — понедельника.
  • В следующем месяце выставка отправится в Усть-Ордынский округ, а затем в Улан-Удэ.

Иллюстрации: 

На картине слева изображен буддистский обряд «Отпускание коня»: животное обвязывали ленточками и отпускали пастись. С этого момента его нельзя было убивать или ранить — оно становилось священным до конца его жизни.  Этот позабытый столетия назад обряд недавно возродили усть-ордынские ламы на священной горе. А на фотографии справа — шаманский обряд чествования богов Тайлаган: на нем по традиции в жертву приносится конь —  одно из самых дорогих и любимых бурятами животных. Насколько мирный первый снимок,  настолько же второй дышит ужасом жертвы, ее агонией
На картине слева изображен буддистский обряд «Отпускание коня»: животное обвязывали ленточками и отпускали пастись. С этого момента его нельзя было убивать или ранить — оно становилось священным до конца его жизни. Этот позабытый столетия назад обряд недавно возродили усть-ордынские ламы на священной горе. А на фотографии справа — шаманский обряд чествования богов Тайлаган: на нем по традиции в жертву приносится конь — одно из самых дорогих и любимых бурятами животных. Насколько мирный первый снимок, настолько же второй дышит ужасом жертвы, ее агонией
Дерево, похожее на иероглиф. Как сказал иркутский театральный художник Лев Бутаков, побывавший на выставке, в каждой фотографии Сергея Игнатенко есть скрытый смысл — его зритель понимает в подсознании. «Мы ехали по дороге во время командировки, и я увидел этот пейзаж, сразу попросил водителя остановить машину и отправился к дереву. Расстояние до него было примерно километр, но я, в свои 60 лет, бежал к нему, так хотелось его сфотографировать. Сделал кадров 50, наверное», — показывает страсть к делу автор выставки
Дерево, похожее на иероглиф. Как сказал иркутский театральный художник Лев Бутаков, побывавший на выставке, в каждой фотографии Сергея Игнатенко есть скрытый смысл — его зритель понимает в подсознании. «Мы ехали по дороге во время командировки, и я увидел этот пейзаж, сразу попросил водителя остановить машину и отправился к дереву. Расстояние до него было примерно километр, но я, в свои 60 лет, бежал к нему, так хотелось его сфотографировать. Сделал кадров 50, наверное», — показывает страсть к делу автор выставки
baikalpress_id:  101 964