Фотокарточка с фронта. Михаил Сивокин и Алексей Рукавишников

Областной еженедельник «Копейка» продолжает свой масштабный проект под названием «Фотокарточка с фронта», в рамках которого запланирован сбор информации о жителях Иркутской области, сражавшихся против фашистских захватчиков за освобождение Родины. Для наших детей и внуков лозунг «Никто не забыт, ничто не забыто» не должен остаться просто лозунгом.

Проект «Фотокарточка с фронта» хоть и посвящен 70-летию Победы, которое мы будем отмечать в следующем году, однако не ограничится славной датой. Итогом проекта станет фотоальбом с рассказом о каждом участнике сражений.

Редакция областного еженедельника «Копейка»

Сивокин Михаил Алексеевич

Михаил Алексеевич родился 24 сентября 1915 года в Жигалово в семье Алексея Петровича, механика парохода «Лена». Здесь же, в Жигалово, Михаил окончил фабрично-заводскую семилетку, а с 1938 года служил в армии — в танковых частях Забайкальского военного округа. Вернувшись домой после службы, вновь пошел работать на флот: профессии механика Михаил Алексеевич был верен всю жизнь. Во время навигации работал на судах, а зимой на автомобиле ЗИС-5.

В годы Великой Отечественной войны боец прошел путь от Сталинграда до Берлина. Он сражался в составе Белорусского фронта, в гвардейском танковом полку № 237 особого назначения в составе армии под командованием В.И.Чуйкова был командиром амфибии, предназначенной для преодоления водных рубежей. Сибиряку довелось форсировать реки Березину, Буг, Вислу, Одер, Шпрее. Трижды Сивокин был ранен, трижды возвращался в строй. За годы войны сгорели три амфибии, на которых он сражался.

Михаил Алексеевич награжден медалями за форсирование Вислы, взятие Варшавы и Берлина, «За отвагу», орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, а также удостоен благодарности Сталина, к которой относился с большим уважением.

Дорогой ценой доставалось продвижение Красной армии на Запад, вспоминал ветеран. Личный состав его батальона при каждом форсировании обновлялся наполовину. Жестокие схватки были на Одере, где пришлось искупаться в ледяной воде, красной от крови, и на Шпрее, где в результате контузии Сивокин лишился слуха и попал в госпиталь. Бои за Берлин были последними и очень тяжелыми, войска продвигались с трудом, бои шли днем и ночью… Больно было видеть погибающих солдат, когда до Победы оставались считанные дни.

Он вспоминает о тех днях:

— Началось наступление. С боями полк форсировал реки. Перешли Одер в 70 километрах от Берлина, в районе города Кюстрина. Продвигаясь с боями к реке Шпрее, оказались в черте города Берлина. Особенно беспокоили наших танкистов немцы, вооруженные фаустпатронами. Перед штурмом Берлина началась мощная артподготовка. Атака проходила в ночное время, прожекторами освещали вражеские позиции. Наши войска продвигались с трудом, лишь к утру 18 апреля рубежи были взяты. Завязались уличные бои на окраинах Берлина. Через четыре дня беспрерывных боев войска Жукова и Конева сомкнули кольцо вокруг города.

Последние выстрелы экипаж Михаила Алексеевича произвел по Бранденбургским воротам.

После войны, в 1946 году, Сивокин вернулся домой, на родную Лену. Отдыхать было некогда, снова пошел в судовые механики. Даже на пенсии продолжал работать в РЭБ, затем в лаборатории Осетровского речного училища, готовил наглядные пособия для курсантов, был лаборантом судовых силовых установок, занимался военно-патриотическим воспитанием молодежи.

В семье Михаила Алексеевича и Марфы Алексеевны Сивокиных выросли четверо детей, шестеро внуков и четверо правнуков.

Текст и фото предоставлены Таисией Крутько, гл. библиографом межпоселенческой библиотеки г. Усть-Кута.

Сведения с сайта Министерства обороны РФ

«В боях за город Коло Сивокин М.А. проявил отвагу и мужество. Несмотря на сильный ружейно-пулеметный обстрел противника, он в числе первых ворвался в г. Коло и в уличных боях уничтожил 7 солдат противника и пулеметчика, засевшего в подвале. За отвагу и мужество в боях за г. Коло Сивокин удостоен медали «За отвагу».

При форсировании реки Даме 23 апреля 1945 года, несмотря на артиллерийский и минометный обстрел, переправился на правый берег Даме и там руководил высадкой десанта и машинного отделения. Когда машину вывело взрывом из строя, т. Сивокин вместе с водителем эвакуировал ее с поля боя и восстановил. За 23 апреля 1945 года его машина перевезла 45 бойцов в полном вооружении и с боеприпасами и пять плотов с орудиями. За отвагу и мужество, проявленные при форсировании р. Даме Сивокин М.А. награжден орденом Красной Звезды».

Кавалер двух орденов

Стояла когда-то в Киренском районе деревня Подкаменская, она располагалась у подножия высокой горы с одной стороны, а с другой — великая река Лена. Трудно понять, почему это место выбрали первые поселенцы, но можно представить, что в целях безопасности. Ведь первопроходцы начинали строить свою жизнь в совершенно диком краю. И еще, возможно, для строительства храма — материал был рядом.

Два века назад село состояло из 30 дворов, в которых проживало 183 человека. При этом оно являлось центром близлежащих деревень — Козловской, Подъельничной, Салтыковской, Половинской (ныне деревня Алымовская), Никулинской и Алексеевской, так как в нем был построен Подкаменский Никольский православный храм, куда съезжались из всех вышеуказанных деревень прихожане. А их было по тем временам предостаточно, так как в этих семи поселениях числилось 2020 душ.

Проживало когда-то в селе Подкаменском и семейство Рукавишниковых. В молодой семье Афанасия Петровича и Анны Алексеевны 28 февраля 1919 года появился первенец, при крещении нарекли его Алексеем. Старший сын он и есть старший, с него и спрос больше. А о работе и говорить нечего. За ним появились на этот свет еще два брата и две сестры. Так что с малолетства он познал в полной мере, что такое труд и забота о своих родных.
Когда Алексей подрос — научился играть на гармошке и был первым парнем на селе: высокий, статный, веселый, считался заводилой среди сельчан. После окончания школы Алексей в 15 лет поступает учиться в киренское ФЗУ № 3, на рулевого-столяра. С этого момента вся его жизнь и работа будет посвящена Ленскому речному флоту, которому отдаст он более 50 лет.

На долю его семьи выпало немало испытаний.

1937 год. Под мясорубку сталинских репрессий попал Афанасий Петрович Рукавишников. Пришли, взяли, увезли. И исчез Афанасий Петрович навсегда. А каково это для всей семьи… Дети «врага народа» — это было очень жестоко и больно. Но все дети выжили, благодаря матери, Анне Алексеевне, вышли в люди. Алексей окончил ФЗУ, и молодой капитан Иван Ксенофонтович Лыхин взял его рулевым на пароход «Сталин». Знал капитан, что не подведет его деревенский парень. А через два года он сделал его уже вторым помощником капитана.

Их флотские судьбы будут не раз пересекаться в этой жизни.

1940 год. Алексей Рукавишников призван служить в Красную армию, и эта служба будет длиться шесть лет. В 1945 году в боях с японцами артиллерийский расчет Алексея Рукавишникова уничтожил японский дзот и подавил несколько огневых точек врага. За проявленный героизм старшину Рукавишникова удостоили ордена Славы III степени и боевыми медалями.

Домой вернулся он зимой 1946 года, а весной труба опять позвала его ходить по ленским речным просторам вторым помощником капитана на пароходе «Свердлов». Но в 1947 году он опять у капитана И.К.Лыхина, на «Сталине». С годами росло его мастерство судоводителя и приобретался опыт руководства экипажем судна. На капитанский мостик «Энгельса» Алексей Афанасьевич поднялся в 1952-м, а на следующий год возглавил экипаж нового судна «Урал», которым командовал 21 год.

Под его руководством экипаж «Урала» вписал в летопись Киренской РЭБ флота и Ленского пароходства немало ярких страниц.

Вместе с капитаном Рукавишниковым работали такие маститые механики, как В.Я.Сыпневский, А.И.Тирский, И.П.Марков, А.А.Траутвайн. А его ученики Н.М.Тирский, В.М.Трифонов, Б.Бобрышев, И.Ф.Овчинников стали потом капитанами. Работал с отцом и сын Сергей, но только в машинной команде, вторым помощником механика. Алексей Афанасьевич умел мобилизовать экипаж на ударную и безаварийную работу, по-отечески относился к молодым кадрам, передавая им богатый опыт судоводителя.

Свою первую трудовую награду — медаль «За трудовую доблесть» — капитан Рукавишников получил в 1954 г. — за доставку по реке Вилюй грузов для строительства Вилюйской ГЭС. Дорогими его сердцу были награды «За доблестный труд в честь 100-летия со дня рождения В.И.Ленина» и «300 лет Российскому флоту». А также он дорожил ведомственной наградой — «Почетный работник речного флота».

По итогам всей его плодотворной работы и экипажа п/х «Урал» капитан А.А.Рукавишников в 1974 г. награждается орденом Октябрьской Революции.

Но главный итог всей его жизни и жены Антонины Яковлевны в том, что они вырастили и воспитали шестерых детей.

Уместно сказать, что два его брата, Николай и Виктор, тоже стали речниками и занимали руководящие посты в Ленском речном пароходстве.

Имя капитана Алексея Афанасьевича Рукавишникова навсегда вписано в летопись Киренской РЭБ флота и ленских речников. Жизнь и самоотверженный труд капитана Рукавишникова достойны подражания.

Владимир Садохин, ветеран Киренской РЭБ флота

Письма с фотографиями присылайте по адресу:

664047 г. Иркутск, Трудовой проезд, 40, редакция газеты «Копейка», проект «Фотокарточка с фронта».

Телефон для справок: 27-28-27.

Иллюстрации: 

Берлин, 1945 год. Михаил Сивокин (в центре) с однополчанами
Берлин, 1945 год. Михаил Сивокин (в центре) с однополчанами
Алексей Рукавишников
Алексей Рукавишников
baikalpress_id:  94 453