Физики и лирики

Семья Мандановых из Осы воспитала несколько поколений школьников

Накануне Дня знаний наш корреспондент встретилась с семьей педагогов Мандановых из Осы. Алексей Исаакович работает учителем физики в осинской школе № 1, Екатерина Николаевна — учитель русского языка и литературы в осинской школе № 2. Мандановы — учителя высшей квалификационной категории, победители конкурса «Лучшие учителя России», обладатели гранта Президента РФ.

Из учительской династии

Екатерина Николаевна с детства мечтала стать учителем. На этот выбор повлиял пример родных: отца, который более 30 лет проработал учителем географии в Кахинской школе, и старшей сестры, которая училась в институте иностранных языков. Сыграл свою роль и авторитет первого учителя Раисы Антоновой и классного руководителя Октябрины Башиновой.

— Октябрина Степановна — замечательный педагог! Она так сплотила наш класс, что мы до сих пор постоянно встречаемся. Классный руководитель стал для нас примером того, каким должен быть педагог. Стоит отметить, что 10 человек из нашего выпуска стали учителями, — говорит Екатерина Николаевна.

Педагог вспоминает, что хотела стать математиком, но в итоге стала филологом. И ни разу не пожалела о своем выборе.

Молодая учительница после окончания филологического факультета ИГУ приехала работать в Верхнеидинскую школу Боханского района в 1989 году. Спустя год она стала завучем в этой же школе, а позже перевелась в Укырскую школу. С огромной благодарностью вспоминает своих наставников, с которыми работала первые годы: Михаила Дмитриевича Ильина, зав. районного методического кабинета Боханского районного народного образования, Николая Андреевича Волкова и Ирину Геннадьевну Аржитову, директоров двух школ.

В Осу Екатерина Николаевна приехала в 1996 году и стала работать завучем начальных классов в школе № 1. Через несколько лет перевелась в осинскую среднюю школу № 2 учителем русского языка и литературы.

— У меня появилось больше времени работать с детьми, чему я очень рада. Административная работа не для меня. Мне ближе непосредственное общение с учениками, увлечение совместными проектами, подготовка ребят к олимпиадам и конференциям. В нашей школе ежегодно проходит НПК школьников, победители которой участвуют в региональных конференциях и конкурсах. В этом году мы занимались проектом «Школьная газета». Наша газета «Школьный вестник» заняла 3-е место во всероссийском конкурсе среди 780 школьных газет.

А вот в семье Алексея Исааковича не было педагогов. Решение стать учителем было спонтанным.

Знатоки физики

— Любил физику, и вопрос, куда пойти учиться, передо мной не стоял. Решил поступать на физический факультет ИГУ. В 1994 году, после окончания госуниверситета, начал работать в осинской школе номер один, — вспоминает Алексей Исаакович.

В этом году команда учеников 9—11-х классов «Убойная сила» под руководством Алексея Исааковича заняла второе место в интеллектуальной игре «Брейн-ринг. Знатоки физики», проведенной физическим факультетом ИГУ. От победителей команду осинских школьников отделили всего 1,5 балла. Стоит отметить, что Осинская СОШ была единственной сельской школой, которая приняла участие в интеллектуальной игре. Победа команды — это заслуга как ребят, так и учителя физики, который их готовил.

Продвинутые, но не самостоятельные дети

Сколько детей выучили эти люди! Алексей Исаакович и Екатерина Николаевна говорят о каждом своем выпускнике с ностальгией. Изменились ли современные школьники от ребят, сидевших за партами в 90-х годах?

— Современные школьники уже другие, у них нет комплексов, они открытые, — говорит Екатерина Николаевна.

— Более продвинутые технически, — отмечает Алексей Исаакович, — но менее самостоятельные.

По мнению педагогов, многие современные школьники почти до окончания школы не знают, куда будут поступать, как определиться с будущей профессией. Многие мечтают о своем будущем, не имея никакой базы для осуществления своих планов. Жизненные цели и ценности сместились. И неутешительный вывод: пока непонятно, в какую сторону.

Тем не менее, отмечают учителя, возможностей у ребят стало больше. Участие в различных конкурсах, олимпиадах, викторинах и конференциях дают школьникам шанс определиться в жизни и понять, кем они хотят стать в дальнейшем. Даже ЕГЭ — это благо, — считают Мандановы.

— Сегодня ребята, получив результаты ЕГЭ, могут подать документы в несколько вузов. При этом им не надо никуда ехать. Отправил документы по почте или Интернету — и ожидай результатов, — говорит Алексей Исаакович. — Еще недавно одновременно подать документы в разные вузы было практически невозможно. А вдруг вступительные экзамены в один день?

Большие возможности для школьников накладывают отпечаток и на работу педагогов. Работа в школе стала сложнее. Учитель не сидит сложа руки и вместе со своими учениками развивается, осваивает новые технологии и методы обучения.

— Весь учебный год — это постоянная работа, — отмечает Екатерина Николаевна. — Подготовка учеников к конференциям, олимпиадам, ГИА, ЕГЭ, составление планов и отчетов, проверка домашних заданий — нам просто некогда передохнуть. Отдыхаем только в отпуске.

За всей этой будничной суетой и рутиной остается неизменным одно — любовь к своей профессии и своим ученикам. Доказательством профессионального мастерства для Мандановых стали победы на всероссийском конкурсе лучших учителей. В 2006 году Алексей Исаакович стал обладателем гранта Президента Российской Федерации, а в 2007 году победительницей этого же конкурса стала Екатерина Николаевна.

Но самое главное признание — это признание учеников, которые пошли по стопам своих педагогов. Шесть учеников Екатерины Николаевны стали учителями, среди них есть и те, кто выбрал профессию филолога. Ежегодно свыше десяти учеников Алексея Исааковича поступают в технические вузы Иркутска, в последние годы двое его воспитанников продолжили обучение на физическом факультете ИГУ.

В преддверии нового учебного года хочется пожелать всем педагогам Усть-Ордынского Бурятского округа творческих успехов и достойных учеников!

Иллюстрации: 

baikalpress_id:  108 174