Фермерам посёлка Улей посевные площади приходится занимать у соседей

Дом борьбы — место в Улее популярное

Поселок Улей, что в Осинском районе Иркутской области — пример того, как в наше непростое для сельского хозяйства время можно мудро распоряжаться землей.

На подъезде к населенному пункту не увидишь ни одного бесхозного поля. Каждая пашня огорожена, в специально отведенных местах пасется скот. Всего на территории Улея успешно функционируют 13 хозяйств, и это настоящий нонсенс для небольшого поселка.

Благодаря фермам здесь всегда есть рабочие места, и потому образованная молодежь старается вернуться на свою малую родину. Поселок Осинского района — уникальное место по многим характеристикам, здесь выросло несколько поколений спортсменов-борцов. Один из фермеров разводит великолепных коней, а в современную жизнь улейской долины прочно вплетаются старинные легенды.

Версий, объясняющих происхождение названия села, существует как минимум три. Первая — название произошло от имени основателя Улея, вторая — название села переводится как «место, продуваемое ветрами», холодные порывистые ветра спускаются в долину и по сей день. Третья версия — самая поэтическая. 9 сыновей Енгута отправились на охоту, одному из парней так понравилось в месте, богатом растительностью и дичью, что он решил остаться. Когда братья вернулись домой, то на вопрос отца, куда делся один из сыновей, ответили коротко: «Улеэ», что в переводе с бурятского значит «остался». На месте, где пустил корни сын Енгута, сейчас раскинулся современный Улей.

Отсчет истории Улея начинается в XVII веке, именно в это время 7 родов основали на этой богатой земле улус.

Однако есть свидетельства, по которым можно судить о том, что люди здесь появились более тысячи лет назад. Так, святые места улейской долины упоминаются в эпосе монголоязычных народов «Абай Гэсэр Богдо-хан», где описывается война Гэсэра с чудовищем Лобсоголдой хара Мангадхаем. Стоя у подножия горы Удактай, с вершины которой видны Восточные Саяны, Гэсэр пустил стрелу, пронзившую Лобсоголдоя. На месте падения кусочка земли, прилипшей к стреле Гэсэра, образовалась гора Орголи. А там, где вонзились пять пальцев чудовища, образовались пять сопок и появилась гора Таряатын-табан-хушуун. На месте падения 33 позвонков Мангадхая выросли лиственницы, которым сейчас свыше тысячи лет.

Когда-то улейские улусы располагались более широко и вольготно, но строительство Братской ГЭС внесло свои коррективы. Когда происходило затопление, людям пришлось переезжать, так село стало более компактным. Вода вымыла уникальную археологическую находку, которая сейчас составляет гордость школьного музея — огромный череп шерстистого носорога.

Встретиться с фермерами Улея у нас, к сожалению, не получилось, все главы хозяйств уехали в Иркутск на мероприятия, связанные с посевной. Но из успешной деятельности сельских животноводов в Улее не делают тайны. Это трудолюбие, деловая хватка и, конечно же, любовь к родной земле и исконному занятию предков. Разведением скота здесь занимаются не только фермеры, но и обычные жители — к примеру, 10—20 голов КРС и несколько десятков коней в одном частном подворье за редкость не считается. Не мудрено, что именно на улейской земле своих великолепных лошадей разводит лучший конезаводчик округа Абрам Тармаев.

Несколько лет назад деятельные фермеры столкнулись с одной проблемой — земли вокруг вроде бы много, но хотелось бы больше и потенциал к освоению есть. Так землю начали занимать у соседнего Усть-Удинского района, где пахотные наделы все равно стоят запущенные.

— Еще в 1988 году мы вернули из Усть-Уды 269 гектаров, — рассказывает Анатолий Шалтыков, директор местной школы. — Когда-то наши деды и прадеды из-за отсутствия дорог свои улейские земли, которые расположены за горой, отдали соседнему Усть-
Удинскому району, а в 1988 году Виктор Богдан и я, на то время депутаты окружного совета, решили вернуть поля. Нас вызвали в областной совет и говорят: «Докажите, что все эти земли ваши». Мы принесли старые карты и доказали. Но сегодня и тех земель, что мы вернули, не хватает.

Пока фермеры берут землю в аренду у соседей, но надеются закрепиться — земля все равно стоит бесхозная и зарастает лесом.

В Усть-Удинском районе приходу улейских фермеров только рады — местные жители приходят к ним наниматься на работу.

Еще одна несомненная гордость Улея — это недавно отстроенный Дом борьбы. О необходимости строительства спортивного объекта речь шла давно. По мнению педагогов, ребятишек нужно обязательно чем-то занимать, ведь проблема чрезмерного нахождения детей за компьютером докатилась и до деревни.

— В свое время говорили, что дети должны знать компьютер от и до, сегодня, наоборот, их от монитора надо оторвать, — говорит Анатолий Шалтыков. — Ребятам нужно больше бывать на свежем воздухе и больше заниматься спортом. Когда происходят ка­кие­то трагедии в школах, я думаю, они отчасти связаны с компьютером и виртуальными играми.

6 января 2012 года заложили первые сваи Дома борьбы. Строительством занимались работники крестьянско-фермерского хозяйства Анатолия Хамаганова. Деньги и материалы собирали всем селом. Закончили народную стройку ровно через год и два месяца. 21 марта 2013 года состоялось открытие Дома борьбы.

— В этом году провели 32-й Махутовский турнир, названный в честь наших знаменитых уроженцев-борцов братьев Махутовых, — рассказывает директор школы. — Так-то по счету он 35-й — самый старший из всех турниров, которые когда-либо проводились в округе, да и в регионе. Почему 3 выпало? Потому что мы их посвящали нашим ребятам, которые погибли в Афганистане и Чечне. С этого года наши соревнования носят статус всероссийского турнира. Это значит, что борцам, которые у нас соревнуются, присваиваются звания мастеров спорта.

Нынче в марте на улейский турнир прибыли 140 участников — приезжали спортсмены из Иркутской области, Агинского округа, Красноярского края.

— На 1430 человек у нас 12 мастеров спорта, такое редко где встретишь, — отмечает наш собеседник.

В Улее есть свои традиции, которые свято чтут все местные жители. На любых мероприятиях первый голос должен подавать мужчина, женщина не должна первая запевать.

На улице вообще петь запрещено — особенно ночью и особенно молодым девушкам.

Объяснением этим традициям служит старинное предание — о девушке-певунье с трагической судьбой. Юную жительницу улейской долины насильно выдали замуж за нелюбимого человека. Девушка страдала и отказывалась повиноваться мужу, тогда новые родственники заперли ее в пустой юрте. Певунья пела прекрасные песни, а привлеченные ее голосом девушки бросали в дымоход цветы. Пленнице удалось бежать, она присоединилась к свадебному кортежу и заворожила всех гостей своим чудесным пением. Многие парни сватались к певунье, но никто не был ей по сердцу. Когда свадьба закончилась, девушка отправилась к родным, но ее не приняли. Не найдя себе места, несчастная повесилась в овине. Так певунья стала духом — заянкой. К ней присоединились и другие девушки, погибшие трагической смертью.

В Интернете опубликовано продолжение предания — история, случившаяся в советское время. В Улейский дом культуры по распределению из училища приехала девушка, обладающая прекрасным голосом. Невзирая на предупреждения старших, вчерашняя студентка вышла ночью на улицу и начала петь. Девушка увидела костер и людей, танцующих ехор у Ангары, и пошла на огонек. Костер все удалялся, и девушка не почувствовала, как вошла в воду. Ее пытался догнать молодой человек, но не докричался, не смог спасти свою любовь.

По словам местных жителей, в частности занимающихся краеведением, история о советской студентке, скорее всего, вымышленная. Но в 90-х годах произошла реальная история, наглядно говорящая о том, что не следует нарушать запреты. В Улейскую школу на окружную олимпиаду приехал автобус с детьми, и пока ребята делали задания, сопровождавшая их учительница пошла в гости к родным. На обратном пути автобус перевернулся — все выжили, кроме учительницы. Стало известно, что, будучи у родственников, она пела песни и нарушила одно из табу.

Вышеупомянутые истории в Улее рассказывают с осторожностью, с опаской и стараются вслух не произносить имя певуньи.

Улейский писатель Матвей Садоев написал на основе легенды повесть.

В возрасте 44 лет он неожиданно ушел из жизни. Его коллеги по писательскому цеху высказывали мнение, что трагедия произошла из-за того, что автор повести потревожил что-то сокровенное.

И по сей день жители поселка стараются не находиться у берега водохранилища в темное время суток, а те, кому довелось задержаться у берега, утверждали, что не могли найти дорогу домой, видели сияние огней и слышали девичьи голоса.

Иллюстрации: 

Панорама посёлка Улей
Панорама посёлка Улей
Анатолий Шалтыков: «Детей нужно отвлекать от компьютера. Мы делаем все, чтобы школьники больше бывали на свежем воздухе»
Анатолий Шалтыков: «Детей нужно отвлекать от компьютера. Мы делаем все, чтобы школьники больше бывали на свежем воздухе»
baikalpress_id:  93 139