Это вам не мелочь

Электронные проездные билеты начали действовать 1 марта в общественном транспорте Иркутска

Пока нововведение ставит своей целью изучение пассажиропотока, а также избавление водителей от оборота наличных денег. Такие билеты действуют сейчас только на муниципальном транспорте, но не исключена и возможность использования их в коммерческих автобусах. Если система приживется хорошо, то в будущем за проезд можно будет платить и с помощью смартфонов.

Использование гаджетов кажется невероятным, но в Москве, Омске и Новосибирске идет их пробный запуск. Иркутску пока до них далеко. 1-й этап запуска системы электронных проездных в течение трех месяцев будет носить тестовый характер. Купить смарт-карту с чипом внутри можно в киосках продажи проездных на остановках. Билет на месяц на автобус обойдется в 520 рублей, на трамвай-троллейбус — в 650 рублей, а на все три вида транспорта — в 780 рублей. Для школьников из малоимущих семей и студентов предусмотрена 50% и 30% скидка соответственно. Единый социальный билет стоит 150 рублей.

В течение тестового периода количество поездок по таким проездным не ограничено, кататься можно хоть с утра до вечера. Но это только до июня. За это время в управлении транспорта комитета городского обустройства Иркутска тщательно изучат пассажиропоток: где проходит основная нагрузка на транспорт, пиковые время и точки маршрутов, категории пассажиров, количество пересадок и проезжаемых остановок и т. д. В зависимости от полученных данных, в стоимость проездного билета будет заложено определенное количество поездок, пока речь идет примерно о тридцати. Проверить баланс на смарт-карте можно в салоне транспорта, приложив ее к специальному устройству. В троллейбусах и автобусах платить за поездку нужно у водителя — просто передать ему карточку, он поднесет ее к считывающему устройству. Световой сигнал и звуковая индикация на устройстве — показатели успешной оплаты. В трамваях с подобными устройствами, только переносными, ходят кондукторы.

Срок действия электронных проездных — 30 дней с момента активации (первой оплаты) и 90 дней с момента покупки.

Кстати, введенная система не исключает оплаты проезда за наличные деньги. Отменить оборот денежных средств в транспорте невозможно в соответствии с законодательством.

— Пока рано говорить о том, что будет после тестового периода, но, возможно, будут введены разные номиналы электронных проездных, — рассказала начальник управления транспорта комитета городского обустройства Иркутска Юлия Гордина. — Например, билет на несколько поездок или действующий в течение определенного времени. Возможно введение и пополняемых карточек, и оплаты смартфонами. В Новосибирске к такой системе пришли спустя семь лет использования электронных проездных. Сейчас пока рано говорить о будущем.

Время покажет. Ведь с тех пор, когда мы опускали пятачки в кассу и выкручивали билет, прошло всего два-три десятилетия, потом мы пользовались компостерами и об электронных билетах не то что не мечтали, но и не представляли, что такое в принципе возможно.

Иллюстрации: 

В ХХ веке об электронных билетах  и не мечтали...
В ХХ веке об электронных билетах и не мечтали...
В течение тестового периода количество поездок  по проездным не ограничено
В течение тестового периода количество поездок по проездным не ограничено
... а скоро и это устареет —  будем платить и с помощью смартфонов
... а скоро и это устареет — будем платить и с помощью смартфонов
baikalpress_id:  102 900