Эксперты признали ненадлежащей афишу иркутского ночного клуба

В канун Первомая у входа в ночной клуб «ЧЕRDАК» (улица Мухиной) появилась афиша, призывающая посетить вечеринку «Мир! Труд! Май!». На ней были изображены отцы-основатели коммунистического движения. Причем Карл Маркс был с ведром на голове, а пальцами показывал рок-н-ролльную «козу», все остальные дружно поднимали стаканы, надо думать, с чем-то крепким. И все это на фоне серпа и молота.

Для кого-то афиша как афиша, и, может быть, ничего не было бы, если бы она не попалась на глаза молодому коммунисту Анатолию Обухову, который, кстати, однажды уже писал обращение в УФАС по поводу рекламы ночного клуба «Панорама». Обухов, увидев столпов коммунизма, весело распивающих алкоголь, счел это оскорбительным: как для себя лично, так и для всего коммунистического движения в целом.

Анатолий пояснил «Пятнице»: во-первых, действие происходит на фоне государственного флага СССР, что уже само по себе является недопустимым. Во-вторых, исторические деятели — Маркс, Ленин, Сталин, Мао Цзедун и Кастро изображены в стиле расслабляющихся на вечеринке. Карл Маркс танцует с ведром на голове, а остальные выпивают. На головах Ленина и Сталина шутовские колпаки. Таким образом, деятели мирового и отечественного коммунистического движения представлены в уродливо-карикатурном виде. Им приписывается ведение разгульного образа жизни, попирание норм морали и этики.

— Высмеивают именно в Первомай идеи торжества справедливости, равноправия, социального равенства, интернационализма и трудовой солидарности. На мой взгляд, эта реклама унижает достоинство коммунистов как социальной категории. От одного ее вида становится неприятно на душе, — считает Анатолий Обухов.

Не знаю, известно ли Анатолию Обухову, что Карл Маркс, например, любил выпить и очень неплохо разбирался в винах (мозельские виноделы, кстати, до сих пор называют свои вина в честь основоположника научного коммунизма); что сам Владимир Ильич, как многие пишут, был большим любителем пива; я уж не говорю о товарище Мао, который вообще слыл сибаритом.

Тем не менее Анатолий Обухов написал официальное заявление в Иркутское управление Федеральной антимонопольной службы. И небезрезультатно. Делу был дан ход.

Причины принятия такого решения «Пятнице» объяснил заместитель руководителя Иркутского управления ФАС Александр Кулиш.

— Фактически это продолжение уже рассматриваемого ранее эпизода, связанного с афишей тематической вечеринки ночного клуба «Акула», где был изображен Владимир Ильич Ленин в шутовском колпаке. Тогда даже члены Центрального аппарата ФАС признали рекламу оскорбительной, поскольку она затрагивала чувства определенной категории людей — приверженцев коммунистической идеологии.

По словам Александра Кулиша, некоторым гражданам эта сторона деятельности УФАС кажется странной, мол, не своим делом занимаются, и причем тут коммунисты: давно устаревшая идеология и т. д. Но ведь речь идет совсем не об этом.

— Мы можем соглашаться или нет с коммунистической идеологией, — говорит Александр Кулиш, — это личное дело каждого. Советская эпоха не была идеальным временем. Но в данном случае образы коммунистических деятелей используются в коммерческих целях, для продвижения продукта конкретной организации. То есть благодаря этой рекламе люди зарабатывают деньги. И это ключевой момент.

По словам заместителя руководителя УФАС, законодательство четко регулирует этот вопрос: в рекламе не допускаются непристойные и оскорбительные образы, в том числе конкретных исторических личностей. Здесь же деятелей коммунистического движения представили в шутовских образах. Налицо коммерческая эксплуатация известных личностей, взглядов, мировоззрения, идей и т. д.

По словам Александра Кулиша, в настоящее время управление ФАС приступило к расследованию обстоятельств появления афиши «Мир! Труд! Май!». Выясняется причастность лиц к распространению этой рекламы, затем будет возбуждено дело. УФАС намерено привлечь виновных к ответственности в виде штрафа от 40 до 500 тысяч рублей.

Теперь слово третьей стороне конфликта. Ее озвучил директор клуба «ЧЕRDАК» Алексей Москаленко, который также является официальным уполномоченным по защите прав предпринимателей Иркутской области. По его словам, прежде всего недоумение вызывает сама форма проведения совета по рекламе, то есть процедура. На совет вызывают предпринимателей, толком не объяснив, зачем. Не уведомив подробно о сути претензий. Получается игра в одни ворота.

— Я пытался им что-то пояснить, но они были настроены категорически. Представляете, что бывает, когда 15 человек накидываются на одного.

Что касается самой афиши, то, по мнению Алексея Москаленко, в ней нет ничего оскорбительного и унизительного. Все представленные на ней люди не были монахами-затворниками — они были живыми. И присутствовавший на совете раввин Аарон Вагнер отметил, что даже в советское время рисовали карикатуры на политиков.

— Я в полном недоумении, — признался Алексей Москаленко. — Ну, со стаканами, но ведь они не изображены в непотребном виде, не валяются как свиньи. При таком подходе можно в любой рекламе найти предмет для разбирательства.

Подобные дела, связанные с рекламой, в практике УФАС возникали не единожды. По словам заместителя руководителя Иркутского управления ФАС Александра Кулиша, был эпизод, когда создатели рекламы использовали образ Владимира Путина в рекламных целях. Речь идет о радиорекламе, где якобы сам президент говорил, что катается только в куртке марки Б., потому что она самая классная. Естественно, эта реклама была признана ненадлежащей. Еще был скандал по поводу афиши ночного клуба «Панорама», на которой был изображен молодой человек в кокошнике на фоне символов России. И она тоже была осуждена как оскорбительная. Была также история с афишей заведения Bar Akabamа, рекламирующей некий «алкофакультет». В судебных инстанциях решение УФАС было признано законным, начата процедура взыскания штрафа.

ЕЛИЗАВЕТА СТАРШИНИНА, start@pressa.irk.ru. Фото предоставлены пресс-службой УФАС и героями публикации

Это фото той самой злополучной афиши с приглашением на первомайскую вечеринку. Решающим аргументом для признания ее ненадлежащей стало то, что культовые фигуры международного коммунистического движения используются в коммерческих целях

Самое интересное в истории с рекламой даже не то, что изображение признано неподобающим, а то, что оно, скорее всего, было использовано в афише без разрешения владельца. Небольшой мониторинг в Сети позволил выяснить, что выпивающих вождей придумали вовсе не иркутские креативщики. Исходное изображение можно увидеть на множестве отечественных и зарубежных сайтов, например http://everythingburns. com/wp/. Создатели афиши просто отрезали слова Communism i`ts a party и приписали «Мир! Труд! Май!». Ну а сам концепт создал американский дизайнер Том Бернс в 2005 году

Член КПРФ Анатолий Обухов выбрал объектом классовой борьбы рекламу иркутских развлекательных заведений. В феврале он жаловался на «русофобскую» афишу клуба «Панорама», сочтя изображение мужчины в кокошнике оскорбительным. Теперь вот досталось «Чердаку»

baikalpress_id:  129