Экономить не стыдно

Дискаунтеры и магазины низких цен завоевывают Иркутск

В благополучные годы на центральных улицах и в торговых центрах Иркутска открывались в основном брендовые магазины. Трудно было представить, чтобы на первой линии торговали китайским ширпотребом. Но все меняется. Сегодня на месте дорогих заведений и бутиков возникают всевозможные магазины эконом-класса и дискаунтеры. Только в одном торговом центре Оrange на Волжской расположились как минимум четыре больших магазина низких цен.

Картинка из жизни: по торговому центру фланируют две нарядные дамы лет 45. Одна из них замечает какую-то вывеску: «Давай зайдем, посмотрим». Вторая дама с оттенком брезгливости тут же отметает предложение: «Магазин низких цен? Ну вот еще, мы же не нищие».

Ключевое здесь — не нищие. Считается, что магазин низких цен — это для бедняков. А бедным себя признать не хочется никому. Это понятно, ведь за последние лет сорок люди достаточно натерпелись. Многие еще успели застать эпоху дефицита, дикие очереди и талоны: 800 граммов колбасы в месяц или курица — живи как хочешь. В 90-х, когда начались реформы, тоже приходилось несладко. Зарплаты и пенсии не платили по полгода, а то и больше. Надоело выживать! Да и к хорошему мы быстро привыкли. Зачем тратить силы и время на поиск где-чего-подешевле, когда можно все купить в ближайшем супермаркете?

Но экономический кризис многих заставил вспомнить опыт выживания. Цены растут, а зарплаты — нет. Отсюда снижение покупательной способности. Граждане снова начали экономить. И бизнес сразу откликнулся, понимая, что перетекание покупателей в более низкий ценовой сегмент неизбежен.

Ищете подешевле? Нам есть что предложить. Большую активность в Иркутске проявляет сеть продуктовых дискаунтеров «ХлебСоль» — только в Октябрьском районе открылось шесть магазинов.

Первое впечатление — что-то среднее между оптовым рынком и универсамом советского образца. Здесь продается многое из того, что есть в обычном супермаркете. Только не в таком ассортименте и без красивой выкладки. Все очень просто и никаких излишеств. Часть товара лежит на полках, часть — в холодильных камерах, а часть — прямо в коробках и даже мешках. Можно купить сахар, крупу или макароны уже в расфасованном виде, а можно взять совок и самому насыпать сколько надо. И это будет на несколько рублей дешевле.

В ассортименте есть овощи, фрукты, хлеб, молочные продукты, рыба, мясо и птица; небольшая полка с колбасами, сосисками, ветчиной, беконом; кондитерские изделия, чай, кофе, бытовая химия, канцтовары. Всего понемногу. Деликатесов здесь нет в принципе, хотя в одном из «хлебсольных» магазинов был замечен камамбер. Нет здесь и кулинарии, готовых салатов. Зато есть интересная выпечка из слоеного теста. И даже вполне симпатичные торты. Овощи-фрукты надо брать из ящиков. Кстати, виноград оказался вполне на высоте, как и яблоки с мандаринами. Что касается алкоголя, здесь он тоже есть, но выбор невелик. Несколько сортов вина, водка и пиво. Пиво пользуется большим спросом — его разбирают целыми упаковками.

Бросается в глаза, что в некоторых магазинах этой сети очень экономят на площадях. Проходы между рядами подчас такие, что пройти можно только боком.

О ценах. На некоторые товары они действительно гораздо ниже, чем в других магазинах. Например, пачка молотого кофе мокка стоит 140 рублей, тогда как в обычном магазине 200—220. Плитка хорошего шоколада, которая везде стоит 90 рублей, была приобретена автором за 64. Естественно, люди покупают — а кто бы не купил! Однако мороженая рыба оказалась на 40 рублей дороже, чем в обычной торговой сети. Зато килограмм куриных грудок можно было купить за 120 рублей.

Самое интересное, что «ХлебСоль» является местной компанией и брендом. Об этом «Пятнице» рассказал директор по маркетингу Максим Маминов. Сеть стартовала в Иркутске в 2014 году и стремительно развивается: на конец 2017 года в Иркутске и Иркутской области будет уже 101 магазин «ХлебСоль». Кроме того, франшиза реализуется в других регионах. 7 дискаунтеров «ХлебСоль» открыто в Кемеровской области по франшизе, на очереди другие регионы Сибирского и Дальневосточного округов.

По словам Максима Маминова, главная идея, лежащая в основе формата «продуктовый дискаунтер», — доставить ежедневно необходимые продукты по низким ценам как можно ближе к клиенту. «ХлебСоль» — это новая ступень эволюции формата «дискаунтер».

— Почему это так? Во-первых, у нас большое количество магазинов шаговой доступности, открытых в жилых районах, по пути домой. Во-вторых, мы специально подобрали ассортимент таким образом, что в нем присутствуют ответы на все базовые потребности покупателей + сезонные товары. Таким образом, покупатель не переплатит при посещении магазина. В-третьих, у нас чистый, светлый, комфортный магазин: никаких земляных полов, никакого складского оборудования в зале, нет хаотичной выкладки товаров и непонятных ценников. В-четвертых, у нас расширена категория «фрукты-овощи» и есть свежая выпечка. Ну а главное — низкие цены. В среднем ниже до 10% от среднерыночных.

Низкие цены, по словам директора по маркетингу, формируются за счет большого объема закупа на единицу товара напрямую у производителей, минуя посредников. Также в магазинах формата «дискаунтер» ниже операционные затраты — на персонал, процессы в торговом зале и т.п. Соответственно, раз эти затраты снижены — они не попадут в наценку и не увеличат цену. Инвестиции в магазин в десятки раз ниже, чем, например, в гипермаркет или супермаркет.

Теперь заглянем в магазин фиксированных цен FixPrice. Эта франшиза развивает свою деятельность по всей России. В Иркутске точки FixPrice есть в ТЦ Оrange на Волжской, в ТЦ «Версаль» на Академической, на улице Дзержинского (рядом с «Пассажем» на Литвинова) и в ТЦ «Иннокентьевский» (Иркутск II). Как оказалось, название полностью соответствует реальности. Цены на все товары фиксированные: 12, 25, 55, 77 и 99 рублей. Дороже товаров здесь нет.

В отличие от «ХлебСоль», продукты в FixPrice не главный товар, но они есть. Главным образом бакалея, причем отечественного производства: крупа, макароны, чай, кофе, конфеты, печенье, вафли, газировка, соки, консервы, соусы, чипсы, приправы, джем и т. д. Все, что не надо фасовать и хранить в холодильнике. Цены впечатляют. 250-граммовая пачка молотого кофе — всего 99 рублей. Конечно, это не Колумбия, но пить можно.

В основе ассортимента — всевозможные товары для дома: посуда, бытовая химия, средства ухода за телом и волосами, косметика, канцтовары, товары для творчества, игрушки, керамика, сувениры, средства гигиены, носки, колготки, всякие интересные и полезные мелочи, например симпатичные контейнеры и корзинки для хранения, коробочки, подставочки, зажимы и т. д.

В магазинах сети — постоянная толчея. Дети крутятся возле полок с игрушками и товарами для творчества. Молодые семьи закупают бытовую химию и средства гигиены. Пенсионеры интересуются садовым инвентарем и товарами для животных. С пустыми руками никто не уходит. Невозможно устоять, когда цены на 30—50% ниже, чем в других местах. На это и рассчитана стратегия создателей сети. И надо заметить, что, хотя FixPrice экономит на площадях, магазины не производят впечатления «для бедных». Товары в большинстве российского и китайского производства, но вполне качественные.

Еще одна категория — магазины низких цен. В Иркутске они представлены торговыми сетями «Охапка» (Новосибирск) и «Находка» (Санкт-Петербург). В «Охапке» (в Иркутске имеются 4 торговые точки) торгуют продуктами: бакалея, молоко, йогурты, колбасы, пельмени, сладости. Цены здесь не фиксированные, но демократичные: например, упаковка протертой ягоды стоит 50 рублей против 70 в обычных магазинах. Но основной акцент сделан на продаже товаров для дома, сада и огорода. Вполне приличная посуда, канцелярия, игрушки, нижнее и постельное белье, детское питание, сувениры, сумки. Большой ассортимент, даже очки с диоптриями можно найти.

Сеть «Находка» (в Иркутске открыто 8 точек) торгует по тому же принципу. Имеются все группы товаров: косметика, бытовая химия, канцелярия, товары для дома, продукты. Слишком привередливым покупателям, привыкшим, чтобы в магазине было красиво и богато, здесь вряд ли понравится. На популярном ресурсе отзывов можно прочитать и такое: «На месте моей любимой кофейни открыли неизвестно что с коробками. Я туда ни в жизнь ногой».

Однако не стоит возмущаться. Надо просто понять, что это совсем другой формат и в таком виде, с коробками и мешками, аналогичные магазины работают во всем мире. Именно за счет минимизации расходов на содержание торговых площадей, оформление, маркетинговые технологии и достигается сдерживание цен. Но если не нравится — проходите мимо.

И вот еще что интересно. Несколько лет назад в журнале «Компания» вышла статья «Почему в России у дискаунтеров нет будущего», в которой среди основных причин отсутствия перспектив назывался менталитет. Допустим, в Европе менеджер на своей дорогой машине не считает для себя зазорным заехать в дискаунтер за несколькими бутылками вина подешевле, а потом похвастать перед коллегами, как ему удалось сэкономить. Но в России человек, достигнув определенного социального статуса, постыдится покупать в непрестижном магазине. Действительно, так и есть! Но постепенно все же намечается и другой тренд. И вот уже владельцы недешевых кроссоверов не гнушаются делать покупки в магазинах эконом-сегмента.

Кстати, скептически настроенная дама, с которой мы встретились в начале статьи, все же зашла в магазин и купила симпатичный коврик для ванной. Значит, экономить на покупках уже не стыдно и магазины низких цен перестают ассоциироваться с бедностью. Скорее они для тех, кто не хочет переплачивать.

Что такое дискаунтер

Дискаунтер — это магазин самообслуживания, предлагающий покупателям продукты питания и некоторые другие товары первой необходимости с минимальными торговыми наценками. От супермаркетов дискаунтер отличается скромным интерьером, более узким ассортиментом и низкими ценами. Смысл работы дискаунтера — в получении прибыли не за счет наценки, а за счет оптимизации товарооборота и расходов. Первым классическим представителем дискаунтеров является компания из Германии Aldi, сеть магазинов которой представлена во многих странах Европы и Америки. Сейчас в Германии сети дискаунтеров занимают значительную часть рынка — более 45%.

И покупатели хитрят

На рынке не только Запада, но и Америки у маркетологов появилось новое понятие — «хитрый покупатель». Это означает, что некоторые категории товаров покупатель приобретет в дорогих брендовых магазинах, а какие-то приобретаются им в дискаунтерах.

Фото автора

Загрузка...