ЕГЭ: не очень-то и страшно

Иркутские журналисты добровольно прошли госэкзамен по математике.

До конца учебного года и начала госэкзаменов еще почти четыре месяца, но первый ЕГЭ в регионе уже прошел. Его сдавали в минувший вторник журналисты — девять представителей разных СМИ Иркутска. Среди добровольцев оказался и я, главный редактор газеты «СМ Номер один» Алексей Елизарьев, окончивший школу больше 30 лет назад и ничего похожего на ЕГЭ никогда не сдававший. Своими впечатлениями от экзамена я решил поделиться с читателями газеты. Вдруг мои наблюдения помогут будущим выпускникам?

Приглашение сдать настоящий ЕГЭ, поступившее накануне в редакцию, выглядело заманчиво. Действительно, а почему бы и нет? Тем более в телефонном разговоре организаторы пообещали, что вопросы на экзамене будут разные: литература, история, русский язык, ну и, может, немного математики. В общем, вечером накануне экзамена настроение было достаточно бодрое.

Однако уже на следующий день, непосредственно перед входом в кабинет, я невольно ощутил некую робость. Здесь все было по-настоящему: телефон я отдал сам, калькулятор, который, как мне казалось, брать можно, у меня изъяли. Человек в форме просканировал меня металлоискателем, в результате чего на свет божий появилось содержание моих карманов: гора ключей, какие-то конфетки. Впрочем, все это мне вернули, поскольку отношения к экзамену данные вещи не имели.

На экзамен запрещено приносить мобильные телефоны, любые другие средства коммуникации, компьютеры и ноутбуки, счетные приборы (кроме ЕГЭ по физике, где разрешен калькулятор), справочную литературу (кроме официально разрешенной на конкретный предмет). По большому счету, на экзамен выпускник заходит с одной ручкой обязательно черного цвета и паспортом. На математику можно взять линейку.

Показал паспорт и я, после чего проследовал в аудиторию. Обратил внимание на присутствие в соседнем кабинете врача: на случай, если с кем-то будет плохо.

А плохо очень скоро стало многим. Случилось это после того, как нам, представителям гуманитарной профессии, объявили, что мы будем сейчас сдавать ЕГЭ по математике базового уровня. Впрочем, отступать было некуда. Нам выдали запечатанные конверты, где находилось несколько документов: бланк № 1 для обычных ответов, бланк № 2 для развернутых ответов (нам он не пригодился) и собственно КИМ (контрольно-измерительные материалы) — именно так на ЕГЭ называют сами тесты.

Я распаковал конверт: мне достался вариант № 3. Я покорно заполнил бланк, куда занес всю информацию о себе и о предстоящем экзамене, и с тяжелым сердцем взялся за КИМы.

Удивительно — я понимал, что все это происходит со мной понарошку, но волнение присутствовало.

Первое знакомство с КИМ радости не прибавило: елки зеленые — синусы-косинусы; кубический корень; неизвестное, заключенное в степень дроби… Вот это да!

Первая задачка с дробями казалась абсолютно нерешаемой, но, сократив одни цифры и разложив другие на множители, я получил вполне несложный пример.

Далее корень в третьей степени из произведения трех чисел. Гм… Калькулятора нет, что делать? Понятно, что в этих числах должен быть какой-то скрытый смысл… Ага! Раскладываем числа на множители: (2х2)х(2х7)х(7х7). И из этого — кубический корень. Ежу понятно, что 14.

С синусами-косинусами я даже голову ломать не стал, хотя уверен — вспомни я правило, решил бы пример без проблем. А дальше неожиданно пошли примеры попроще: один вообще из начальной школы — я дочке-четверокласснице недавно что-то похожее объяснял.

Впрочем, мой математический подъем подбили, что называется, на излете. Минут через 20 после начала ЕГЭ нам объявили об окончании испытаний. Все-таки не стали нас терзать три часа. Бегло просматривая КИМ, я понял, что избрал неправильную тактику. Мне сначала надо было решить простые примеры: например, вычислить 20% от числа 90, а потом уже браться за дроби и кубические корни.

Далее была экскурсия по региональному центру обработки информации, которую провела Светлана Ганюшкина, руководитель этого учреждения. Собственно, мы пошли с ней по тому пути, который проходят после ЕГЭ экзаменационные листы.

Сначала они попадают к сканеристам. Они прогоняют бланки ЕГЭ через сканер и распечатывают их на обычных белых листах. После сканирования бланки обезличиваются, и принадлежность того или иного бланка к конкретному выпускнику может распознать лишь машина. С «живыми» бланками больше никто не работает, и они отправляются в специальное хранилище.

После сканеристов за уже обезличенные бланки берутся верификаторы.

Они прогоняют листы через специальную программу, которая отмечает в бланке сомнительные места.

— Вот смотрите, — говорит Евгения Давыдюк, старший методист центра обработки информации, указывая на каракули кого-то из моих коллег, — программа не может распознать, запятая это или единица — очень распространенное, кстати, явление в процессе проверки экзаменационных бланков. Я подтверждаю ей нужный вариант.

Сейчас здесь обрабатывают только девять наших заданий, а в дни проведения ЕГЭ сюда стекаются около миллиона экзаменационных листов. В эти дни здесь работают 70 человек круглосуточно, в четыре смены.

Следующий пункт экскурсии — помещение, оборудованное видеомониторами, куда в процессе экзамена поступает картинка с камер, установленных в аудитории. Тут же осуществляется запись. Если в процессе ЕГЭ возникает конфликтная ситуация — например, выпускник уверяет, что экзаменатор постоянно ходил, громко топал и не давал сосредоточиться, — на помощь приходит видеозапись.

В режиме онлайн картинка поступает в Москву, и наблюдатели в любой момент могут проследить, что происходит в данный момент в той или иной аудитории. В одной из школ Приангарья был любопытный случай: из Москвы пришел сигнал, что нормальному изображению мешает цветок, установленный в кабинете. Цветок переставили.

По сути, постоянная видеосъемка сводит на нет все попытки выпускников воспользоваться шпорами, телефонами (если их как-то все-таки удалось пронести) и прочим нелегальным вспомогательным оборудованием. Если экзаменатор в классе и может что-то не заметить, то камера видит все.

Желание обязательно пронести телефон выпускники должны подавить на корню. Известен недавний случай в Иркутской области, когда выпускник — активист, отличник и просто молодец — зачем-то пронес с собой айфон, который к тому же был выключен. Однако внезапно в ходе экзамена сработала функция будильника, айфон заголосил из своего убежища — и выпускника удалили, несмотря на его заслуги. Теперь ему предстоит пересдача.
Также не стоит даже пытаться совершать «настоящий пацанский поступок» — фотографировать КИМы и выкладывать их изображение в Сеть. Сейчас все КИМы имеют уникальные водяные знаки, и даже если фотосессия пройдет незамеченной для экзаменатора и видеокамер, по водяным знакам «героя» быстро вычислят и предсказуемо отправят на пересдачу.

Что посоветовать?

Ну а сейчас на основе своего получасового опыта ЕГЭ и последующей экскурсии по региональному центру обработки информации я возьму на себя смелость дать выпускникам некоторые советы.

1. Прежде чем начать что-то решать, посмотрите все задания. Сделайте сначала самое простое, что вы точно знаете.

Правильно решенные задания придадут вам уверенности, и вы спокойно приметесь за сложные примеры. Я, к сожалению, понял это уже после экзамена, где потратил почти все время на решение очень непростых задач (хорошо хоть решил правильно), а на простые только взглянуть успел.

2. Еще раз повторюсь: не берите шпоры или телефоны. Иначе вы будете больше думать не о том, как правильно решить, а о том, как незаметно для всех ими воспользоваться. Уверяю вас: если вы когда-то что-то знали, на экзамене это обязательно вспомнится. Я, например, восстановил в памяти деление дробей — в последний раз я решал такие примеры в 1983 году!

3. Не переживайте, если вы что-то исправили, зачеркнули или просто неаккуратно написали. Существует такой замечательный человек, как верификатор, который ваши помарки исправит.

Ну а теперь я и все мои коллеги-журналисты, добровольно принявшие участие в испытании, передаем эстафету ЕГЭ выпускникам. Удачи, ребята!

Проверка перед входом в аудиторию: все по-настоящему. Калькулятор пришлось оставить, ключи и конфеты — вернули.
Проверка перед входом в аудиторию: все по-настоящему. Калькулятор пришлось оставить, ключи и конфеты — вернули.
Трудно скрыть эмоции, когда ты узнаешь, что тебе предстоит ЕГЭ по математике. Последний раз математические задачи я решал в 1983 году.
Трудно скрыть эмоции, когда ты узнаешь, что тебе предстоит ЕГЭ по математике. Последний раз математические задачи я решал в 1983 году.
Полина Кравченко, организатор в аудитории, проводит инструктаж перед ЕГЭ. На доске — примерный образец бланка № 1.
Полина Кравченко, организатор в аудитории, проводит инструктаж перед ЕГЭ. На доске — примерный образец бланка № 1.
Загрузка...