Единственного в мире двухголового Будду нашли рядом с Монголией

Как сто лет назад Петр Козлов открыл таинственное тангутское царство

Поводом для этой публикации послужил вопрос нашей читательницы Антониды из Ольхонского района. Вот что она пишет: «Этим летом я ездила в гости к своей дочери в Санкт-Петербург. Посетила Эрмитаж. Долго гуляла по музейным залам. Мое внимание привлекла статуэтка двухголового Будды. Я иногда бываю в дацанах Улан-Удэ и Усть-Ордынского, но нигде не видела ничего подобного. Почему-то этот Будда запал мне в душу. Интересно, что значит такое изображение. Буду рада, если вы дадите мне ответ». Вот какую информацию удалось найти нашему корреспонденту. 

Тангутское царство. Открытие

Эта история началась в июне 1907 года. Подполковник Генерального штаба Петр Кузьмич Козлов получил письмо от Цокто Бадмажапова. Казак-бурят Бадмажапов писал: «Я во время своей поездки в Эцзин-гол сделал весьма интересную открытию — по крайней мере, я думаю. Около песков между долинами «Гойцзо» и «Эцзин-гол» наткнулся на развалину «Хара-Хото» или «Хара-Байшен», где специально дневал сделать снимки и кой что записать». Бадмажапов, представлявший в Китае торговую компанию «Собенников и братья Молчановы», имел штаб-квартиру в Динъюаньине (Баян-Хото) и путешествовал по пустыне, покупая у кочевников скот для чайных караванов. В одной деловой поездке он и наткнулся на Хара-Хото. Цокто Бадмажапов рассчитывал на содействие в издании брошюры о неизвестных прежде руинах.

А в это время Козлов собирался в экспедицию в китайскую провинцию Сычуань и решил по пути завернуть в Хара-Хото. Вот уже сто лет историки сокрушаются, что планировал он это втайне и не взял с собой профессионального археолога. Но ведь полковник рассчитывал найти несколько серебряных безделушек, а открыл древнюю тангутскую цивилизацию, о которой до Козлова было известно только, что она вообще существовала. Некогда тангуты занимались земледелием и торговлей. И в их государстве Си Ся, существовавшем в 982—1227 годах к югу от границ современной Монголии, была собственная письменность, были свои монастыри, академии, бумажные мануфактуры, строились сохранившиеся по сей день оросительные каналы, а книги на забытом ныне тангутском языке печатались наборным шрифтом за 250 лет до Гутенберга. Все это было установлено лишь при изучении документов, найденных Козловым в Хара-Хото.

Первые рукописи были обнаружены весной 1908 года. Рукописи, печатные оттиски и рисунки, добытые за 10 дней, отправили почтой в Петербург. Пора было двигаться дальше, в Сычуань, страну больших панд. Ночь перед отъездом руководитель экспедиции провел без сна. Им овладело странное чувство личной причастности к истории. Козлов уже догадывался, что Хара-Хото населяли не китайцы, а совершенно неведомый народ. И если так, то это открытие обессмертит его имя.

Козлов и его спутники отправились в путь, пересекли пустыню Алашань и остановились в доме Бадмажапова в Баян-Хото. В оазисе Гуйдуй Козлов получил от ученого секретаря Географического общества Александра Григорьева письмо о том, что специалисты считают Хара-Хото столицей давно погибшего тангутского государства Си Ся. «Ввиду важности совершенного открытия, — писал Григорьев, — Совет Географического общества уполномочил меня предложить Вам не углубляться в Сычуань, а вместо этого возвратиться в пустыню Гоби и дополнить исследование недр мертвого города. Не жалейте ни сил, ни времени, ни средств». По возвращении в Хара-Хото весной 1909 года был разрыт субурган, запечатанный в 1225 году перед самым нашествием Чингисхана. Помимо буддийских икон и скульптур, священных книг и досок для их печатания, там оказался городской архив Эдзины, тангутско-китайский словарь и свод законов империи Си Ся. Благодаря этому тангутское право теперь известно лучше, чем законы средневековой Японии или Кореи. Прослышав о сделанной русскими необыкновенной находке, в Хара-Хото зачастили местные чиновники, и вскоре о раскопках заговорила вся Монголия. Поэтому участники экспедиции окрестили субурган «знаменитым». Под этим названием он и вошел в историю.

Судьба Бадмажапова

Возвращение в Петербург стало триумфом. В новом здании Географического общества устроили выставку произведений искусства и рукописей из «знаменитого» субургана. Петр Кузьмич сидел в зале, отвечая на вопросы сотен посетителей и принимая поздравления с одним из самых блестящих открытий в истории Географического общества и всей русской археологии вообще.

Только один человек не разделял всеобщего ликования. Цокто Бадмажапов недоумевал, почему не упомянуто его имя и отчего до сих пор не опубликовано его сообщение про «весьма интересную открытию». Козлов написал Бадмажапову: «Из разговоров с секретарем я усмотрел, что Общество не могло бы напечатать твоих сведений… потому именно, что фактических данных — археологических находок — не было, а из сообщения можно было видеть, что они там есть, значит только послужить бы толчком… иностранцам поскорее заслать лишнюю экспедицию». Общество недаром боялось конкурентов: британский археолог Аурель Стейн уже шел по Великому шелковому пути, совершая одно открытие за другим. Позднее, в 1917 году, он работал и в Хара-Хото, но там сливки были уже сняты. Обиженный Бадмажапов собрался рассылать свои снимки в газеты. Фотографии были железным доказательством его приоритета, ведь на них еще цел «знаменитый» субурган. Козлов посоветовал своему другу «не ссориться» и принял меры, чтобы замять скандал.  Бадмажапову присудили серебряную медаль Географического общества, дали орден Святой Анны, сделали его офицером Генштаба, вызвали на аудиенцию к царю.

Такая карьера впоследствии подвела Цокто Гармаевича: в 1931 году он был арестован как «контрреволюционер, сочувствующий идеям панмонголизма». Бадмажапов был приговорен к пятилетней ссылке, а в 1937 году расстрелян за участие в мифическом «японо-бурятском заговоре». По этой причине его вклад в открытие Хара-Хото до недавних пор замалчивался.

Будда любви к ученикам

Так что же двухголовый Будда? Его нашли как раз в «знаменитом» субургане. Мастер XII века обернул жгутом соломы деревянный каркас и покрыл его несколькими слоями глины. Изображение создавалось при помощи матриц, причем некоторые части фигуры были выполнены отдельно и затем присоединены к скульптуре. Готовое изделие раскрасили. И все-таки почему у Будды две головы и четыре руки? Вот какая история существует на этот счет.

...Жили когда-то два бедняка, следовавших учению Будды и почитавших его. Однажды они решили заказать по изображению Будды для каждого. Но поскольку денег у них было мало, художник написал для них только одно. Когда бедняки пришли за своим заказом, то увидели, что изображение начало делиться и вместо одной иконы перед ними возникли две. Статуи Будды в момент разделения символизировали любовь Просветленного к приверженцам его учения...

Сохранились фотографии раскопок «знаменитого» субургана. На одной из них можно видеть скульптуры, расставленные членами экспедиции на песочном холме. Двухголовый Будда среди них. Однако многих из сфотографированных статуй вы не найдете в Эрмитаже. Загруженный до предела караван Козлова не смог увезти все, что было найдено. Большую часть скульптур спрятали в потайном месте, чтобы увезти в следующий раз. Но подготовка к новой экспедиции заняла годы, Козлов вернулся только в 1926 году. Несмотря на все старания, ему не удалось отыскать место, где были спрятаны скульптуры — песчаные бури уничтожили все ориентиры. Возможно, сокровища все еще лежат где-то под толстым слоем песка, ожидая новых исследователей.

В статье использована информация, собранная Ириной Гончаренко, учительницы истории, г. Санкт-Петербург, с сайта vokrugsveta.ru

Иллюстрации: 

Петру Козлову довелось узнать, каково это — найти остатки процветавшего некогда царства
Петру Козлову довелось узнать, каково это — найти остатки процветавшего некогда царства
Двуглавый Будда был обнаружен в субургане «Знаменитый»
Двуглавый Будда был обнаружен в субургане «Знаменитый»