«Джем Молл» продается

Крупный торгово-развлекательный центр в Иркутске оценили в $80 млн.

Введенный в эксплуатацию в конце 2009 года ТРЦ «Джем Молл» на тот момент был самым крупным торговым центром нового формата в Иркутске. Просторная развлекательная зона, большое число кинозалов, фуд-корт и прочие атрибуты современного торгового центра производили на неискушенного посетителя сильное впечатление. И вот спустя четыре года на сайте девелоперской компании Base Property Group появилось объявление о продаже ТРЦ. Объект оценили в 80 миллионов долларов.

Площадь иркутского «Джем Молла» — чуть больше 28 тысяч квадратных метров. На этой площади работают 80 арендаторов.

Для Ирины, хозяйки одного из павильонов, специализирующихся на ремонте одежды, новость о продаже торгового центра, собственно, новостью не явилась.

— Я слышала от старшего администратора, что «Джем Молл» был выставлен на продажу с самого открытия. Но цена была заявлена такая, что до сих пор покупателя не нашлось. А нам что, мы работаем в прежнем режиме. Если и продадут — руководство изменится, а мы никуда не денемся.

Мы попытались выяснить, по какой причине объект выставлен на продажу, но администрация ТРЦ наотрез отказалась давать комментарии.

Между тем на том же сайте девелоперской компании по странному стечению обстоятельств размещено объявление о продаже еще одного «Джем Молла», но уже в городе Кирове. Его площадь более 44 тысяч квадратов, но оценен он в те же 80 млн долларов.

К слову, в марте текущего года на кировском портале Kirovnet.ru неназванный эксперт, близко знакомый с ситуацией, заявлял о том, что собственник в первую очередь заинтересован в продаже иркутского центра (тогда его оценивали в $67 млн), который за четыре года работы якобы не стал прибыльным. По мнению эксперта, вместе с ТРЦ собственник, предположительно, продает и долги, которые на нем висят. Эксперт уверяет, что центр вместе со всеми коммуникациями находится в залоге у крупного банка.

Между тем в иркутском предпринимательском сообществе связывают продажу ТРЦ с возросшей конкуренцией.

Как известно, рядом с «Джем Моллом» идет строительство на сегодняшний день самого большого ТРЦ в Иркутске — «Сильвер Молла», заявленные площади которого превышают джеммолловские почти в четыре раза.

Ранее на круглом столе, организованном для руководителей крупных торговых центров, руководитель проекта мультифункционального центра «Сильвер Молл», директор ООО «УК «Перспектива» Виталий Аникин, заявил о том, что его ТРЦ будет выигрывать у других торговых центров не только площадью, но и наличием брендов, многие из которых в регионе будут представлены впервые, а также самым большим 13-зальным кинотеатром. Среди преимуществ и наличие подземного паркинга площадью 30 тысяч квадратных метров. Руководитель проекта заверил, что плату за парковку с посетителей ТРЦ брать точно не будут — не то что соседи.

Между тем не все так безоблачно во взаимоотношениях руководства уже функционирующего и строящегося ТРЦ с общим адресом на улице Сергеевой, 3. Говорят, что от владельца «Сильвер Молла», известного иркутского предпринимателя, в свое время поступало предложение о выкупе «Джем Молла». Владельцы «Джема» отказались, но потом все-таки выставили ТРЦ на продажу.

Доктор экономических наук, профессор, эксперт Виктор Самаруха намерение собственников продать внешне успешно работающий ТРЦ связывает со снижением уровня конкурентоспособности предприятия.

— Торговля — бизнес тяжелый, волатильный, изменчивый, связанный с рисками. Купить что-то можно, а вот как продать? Можно на этом и прогореть, — отмечает эксперт. — Нередко компании, накопив в этом бизнесе первичный капитал, уходят в более стабильную производственную сферу, меняют профиль специализации, направляют средства в ту сферу деятельности, где ниже риски и есть возможность получить больше прибыли. Это нормально, такая она и есть, рыночная экономика.

С мнением о перенасыщении в областном центре торговых площадей Виктор Самаруха не согласен.

— У нас перенасыщения не наблюдается. Здесь очень жестко срабатывает фактор саморегулирования. Пусть люди работают. Они накопят свой капитал, усилят конкурентоспособность, построят хорошие торговые точки. Либо скооперируют свою работу, и их точка войдет в состав крупной структуры. Радует, что власти сегодня активно участвуют в регулировании этого процесса. «Шанхайку» переносят, отвели площадку — это нормально. Уровень цивилизации торговли год от года повышается. В этой сфере наблюдается относительное движение вперед.

Эксперт считает, что местным торговцам все же стоит опасаться заполнения рынка федеральными торговыми сетями.

— Единственное, что можно сделать, — создать местным коммерсантам так называемую гильдию купцов, пусть это слово сегодня и изгнано из лексикона. Надо защищать свои интересы вместе, объединяться, кооперироваться, создавать более конкурентоспособные рабочие места, торговые площади. Протекционистских мер в отношении новых участников рынка власть не может принять, поскольку это будет противоречить законодательству.

baikalpress_id:  94 750