Двадцать лет аншлагов

Зрители стоя аплодировали юбилейному спектаклю «Юнона и Авось»

Двадцать лет назад со сцены Иркутского музыкального театра имени Николая Загурского вышли в плавание две шхуны, «Юнона» и «Авось». Спектакль оказался на редкость удачным: все двадцать лет он идет при неизменных аншлагах. В честь этого события 15 марта состоялся специальный, юбилейный — 386-й показ рок-мистерии, который, по свидетельству обозревателя «Пятницы», стал гимном не только любви графа Резанова и Кончиты, но и гимном театру, режиссеру, актерам, хористам, танцовщикам, художникам, гримерам — всем, кто принимал участие в создании этого шедевра.

Если в обычные дни на «Юнону» просто аншлаг, то 15 марта был самый настоящий переаншлаг. Поклонники спектакля готовы были стоять весь вечер на ногах, только чтобы быть, видеть и слышать. Они знают наизусть все партии и всех исполнителей главных ролей по-именно. Среди пришедших были зрители, которым посчастливилось побывать на премьере в 1996 году. А были и совсем молодые юноши и девушки, ровесники постановки. 

Юбилейный показ — это не рядовое событие. Волнение все равно чувствовалось — и в зале, и на сцене. Но оно не мешало, наоборот, помогало осознать масштаб явления, его важность и уникальность.

Удивительно, двадцать лет прошло, а спектакль ничуть не потускнел, не потерял своей энергии. Невероятное ощущение: вроде знаешь каждую музыкальную фразу, каждое слово, а все равно каждый раз — мурашки по коже. 

В финале на сцену вышли те, кто принимал участие в создании легендарной постановки: режиссер-постановщик Наталья Печерская, которая ради этого приехала из Москвы; Владимир Соколов, руководитель Театра пилигримов; автор сценографии Владимир Акулов; художник по свету Галина Мельник и многие другие. Также на сцену вышли исполнители главных ролей разных лет: Вячеслав Варлашов, Николай Мальцев, Александр Айдаров, Евгений Алешин, Владимир Яковлев, Елена Бондаренко, Виктор Лесовой, Александра Гаращук, Ольга Попова, Анна Захаренкова, Светлана Коновалова, Людмила Борисова, Светлана Лунюшкина. Также чествовали артистов хора, балета, гримеров, декораторов — всех, кто проделал эту титаническую работу. И каждого из них зрители встречали бурными аплодисментами и восторженными возгласами. Под конец вся труппа исполнила знаменитую «Аллилуйя любви». Словами не передать, что творилось в зале. Воистину спектакль-легенда. 

Немного истории. Как рассказала Людмила Негода, заведующая литературной частью музыкального театра, идея постановки рок-оперы Алексея Рыбникова и Андрея Вознесенского в театре витала несколько лет. Но реализовать ее было очень непросто, поскольку «Юнона и Авось» — это синтез нескольких жанров, и создателям нужно было проявить максимум творческой изобретательности, чтобы спектакль состоялся. Это тем более трудно, когда существует блистательная постановка Марка Захарова в Ленкоме. Разумеется, сравнения неизбежны, и это тоже сильный сдерживающий фактор. 

Однако желание поставить «Юнону» было настолько велико, что случилось чудо. Звезды сошлись. Собрался коллектив настоящих единомышленников, невероятно талантливых и творческих людей.

В создании спектакля приняли участие музыканты Театра пилигримов под руководством Владимира Соколова, режиссер Наталья Печерская, музыкальный руководитель Николай Сильвестров, первые исполнители главных ролей Вячеслав Варлашов, Николай Мальцев, Елена Бондаренко, Эльмира Ахметзарипова, Виктор Лесовой. 

— Все репетиции премьеры шли на подъеме, — вспоминает Людмила Негода. — На одну из них пришел легендарный исполнитель этой роли в Ленкоме Николай Караченцов. «Мощно звучит!» — таков был его вердикт. В этом была изюминка нашего театра, ведь играли два музыкальных коллектива — рок-группа и оркестр театра.

В спектакль было вложено столько усилий, любви, фантазии и творческого вдохновения, что он не мог не состояться. И важно, что иркутяне смогли создать совершенно оригинальную версию, не похожую ни на какую другую. 

В 1997 году иркутская «Юнона и Авось» побывала в Москве. Это был настоящий триумф: на второй спектакль уже спрашивали лишний билет за квартал от МХАТа имени М.Горького, где гастролировал театр.

  • О чем спектакль

«Юнона и Авось» — культовая рок-опера композитора Алексея Рыбникова на стихи поэта Андрея Вознесенского. Премьера состоялась 9 июля 1981 года на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола (режиссер Марк Захаров. — Авт.). В основу сюжета легла романтическая история любви российского командора Николая Резанова и дочери губернатора Сан-Франциско Марии Кончиты Аргуэльо де ля Консепсьон. По версии авторов, в 1806 году 42-летний граф Резанов предпринял морскую экспедицию с Аляски к берегам Калифорнии на кораблях «Юнона» и «Авось» с целью получения провианта для голодающих российских колоний в Америке. Прибыв в Калифорнию, он встретил в испанской колонии Сан-Франциско 16-летнюю дочь местного губернатора, но их стремительно развивавшийся роман был прерван необходимостью срочного отъезда графа в Россию для получения разрешения на брак с католичкой. На обратном пути Резанов умер от простуды под Красноярском. Кончита ждала любимого 35 лет — до тех пор, пока не получила достоверные сведения о его смерти, после чего дала обет молчания и удалилась в монастырь. Благодаря изумительным стихам Андрея Вознесенского и гениальной музыке Алексея Рыбникова эта история обрела бессмертие.

Сцена из юбилейного спектакля. В роли Николая Резанова — Евгений Алешин, Кончиты — Анна Захаренкова. «Юнона и Авось» — это история любви и верности на все времена, как «Ромео и Джульетта» или «Тристан и Изольда». А для Иркутска это еще и вполне конкретная история, ведь главный герой Николай Резанов — наш земляк, зять Григория Шелехова.  И, по-хорошему, именно ему надо поставить памятник в Иркутске. Ему и «Юноне и Авось»
Сцена из юбилейного спектакля. В роли Николая Резанова — Евгений Алешин, Кончиты — Анна Захаренкова. «Юнона и Авось» — это история любви и верности на все времена, как «Ромео и Джульетта» или «Тристан и Изольда». А для Иркутска это еще и вполне конкретная история, ведь главный герой Николай Резанов — наш земляк, зять Григория Шелехова. И, по-хорошему, именно ему надо поставить памятник в Иркутске. Ему и «Юноне и Авось»
В финале на сцену вышли создатели легендарного спектакля: режиссер Наталья Печерская, руководитель Театра пилигримов Владимир Соколов, первые исполнители роли графа Резанова и Кончиты — Вячеслав Варлашов и Елена Бондаренко, артисты, сценографы, декораторы, гример, художник по свету. Иркутская «Юнона и Авось» — случай уникальный: постановки, которые идут много лет при неизменных аншлагах даже в Москве, можно пересчитать по пальцам. А для провинциального театра это вообще недостижимая высота
В финале на сцену вышли создатели легендарного спектакля: режиссер Наталья Печерская, руководитель Театра пилигримов Владимир Соколов, первые исполнители роли графа Резанова и Кончиты — Вячеслав Варлашов и Елена Бондаренко, артисты, сценографы, декораторы, гример, художник по свету. Иркутская «Юнона и Авось» — случай уникальный: постановки, которые идут много лет при неизменных аншлагах даже в Москве, можно пересчитать по пальцам. А для провинциального театра это вообще недостижимая высота
Загрузка...