Душа художника

Мастера из 12 стран мира приняли участие в фестивале деревянных скульптур «Лукоморье-2015»

На карте международного туризма в этом году появилась еще одна точка в Иркутской области: село Савватеевка и его парк фигур из сибирской сосны. Юбилейный, пятый, конкурс собрал рекордное количество мастеров из России и зарубежья. По самым примерным подсчетам, только зрителей приехало около двух с половиной тысяч. Не стали исключением и корреспонденты нашей газеты.

«Лукоморье-2015» посвятили памяти первого чемпиона, резчика из Сергиева Посада Дмитрия Кизимова. Мастерам предложили тему, достойную воплощения и размышлений: «Душа художника». Она требовала личного подхода, сосредоточенности и честности перед зрителем. На этот раз недостаточно было что-то выдумать или взять сюжет из эпоса, как раньше.

— Свободная тема замечательна, художники могли раскрыться, показать свою душу через материал, — прокомментировал главный судья конкурса Владимир Жихарцев. — Конечно, судить было сложно, поскольку уровень работ очень высок. Поэтому мы составили девять критериев оценки: детальная проработка, мастерство исполнения, завершенность и другие. По ним мы выбрали лучшего из лучших.

Владимир Георгиевич — известный скульптор, живет на Аляске и творит изо льда, дерева и металла, судит различные конкурсы за границей. Он не понаслышке знает, как нужно работать с деревом, чтобы оно ожило.

Оценивать работы было непросто еще и потому, что, хотя уровень мастерства у наших соотечественников и гостей из-за границы одинаково высок, исполнение — разное.

Российские резчики творят в стиле модерн: античные и стилизованные фигуры, игра с образами, линиями. За рубежом же популярны современные направления искусства, поэтому часто невозможно понять, что же на самом деле хотел изобразить автор: при всей своей красоте скульптуры слишком неоднозначны. В одну из них надо поместить ребенка, чтобы увидеть, что именно так выглядит душа художника, другая напоминает сгустки монтажной пены — она символизирует «нестабильность души», как объяснила создатель работы, датчанка польского происхождения Агнешка Пуцарска.

Скульпторы приехали из Монголии, Ирана, Бельгии, Германии, Австрии, Украины, даже из Мексики. Некоторые отражали тему совсем своеобразно: фигурой оленя, восточного всадника, индейского божества или вовсе Пегаса с медведем. Скорее всего, они ваяли то, что им близко, понимая, что конкурс пройдет, а фигуры из крепкой сибирской сосны будут жить в лесу «Лукоморья» еще долгие годы.

За восемь дней фестиваля в парке базы отдыха появилось 35 новых скульптур. Одной субботой творцам пришлось пожертвовать, чтобы посмотреть Байкал, который многие из них не видели никогда прежде. Несмотря на это, бельгиец по имени Терри создал скульптуру, изображающую духа Байкала таким, каким он его видит.

— Это осетр, он водится у вас в озере. Это монстр для детей, он добрый и милый, как маленькая собачка, — описал Терри своего совсем недружелюбного на вид дракона. — Я всегда читаю о том месте, куда еду. В России на конкурсах бывал много раз, даже изучал искусства в Москве несколько недель в 1969 году.

Терри редко работает с деревом, в основном с металлом и камнем, поскольку в Бельгии (да и в других европейских странах) лес очень дорогой. На «осетре» есть металлические вставки — чешуя, когти, зубы, которые пугают зрителей. Но художник так видит.

— Здесь работать приятно. Мне приходилось делать скульптуры в пустынях — в Гоби, Арабских Эмиратах: и так с металлом работаешь, а еще жара, ветер... — вспомнил бельгиец. — Если пригласят еще раз на ваш фестиваль, обязательно приеду!

Оказалось, Терри чудесно поет. После концертной программы он под гитару исполнил международный гимн скульпторов, а зрители хором подпевали: «Хейди, хейди, хейди, хей!»

Впервые на «Лукоморье» присутствовал представитель Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в РФ Байс Вак-Войя. Он вручил приз в отдельной номинации — «За вклад в развитие толерантности, мира и дружбы между людьми»:

— В прошлом году я приехал сюда вместе с украинскими беженцами, и Иван Иванович Бутенко, автор проекта, пригласил меня на конкурс. Во всем мире борются за чистоту природы, и «Лукоморье» вносит свой вклад в это дело, — отметил Байс важность савватеевского проекта. — Очень трудно было определить победителя, но я оценивал с точки зрения гуманизма и значимости для новых поколений, и в этой номинации лучшей стала композиция «Ангел» Андрея Чернова и Ильи Польских из Сергиева Посада.

— Мы с Ильей вместе учились в Богородской профтехшколе на резчиков по дереву, с другими материалами не работаем, — рассказал Андрей Чернов. — Задумка была такая: художник черпает вдохновение из того, что нам дано Всевышним, можно сказать, мы создаем произведения искусства из того, что нами не создано.

Друзья — настоящие мастера своего дела, они ваяли из прошлогоднего бревна, потому что по жеребьевке им достался совсем сучковатый ствол. 25 лет Илья и Андрей трудятся на Богородской фабрике художественной резьбы по дереву, но это их первая награда за победу в конкурсе — и, надеемся, не последняя.
Мнения Байса Вак-Войя и жюри фестиваля совпали: главный приз конкурса «Лукоморье-2015» тоже отдали «Ангелу»  сергиевопосадских мастеров. Дуэт иркутянина Руслана Карелова и Евгения Мишарина из Читинской области заняли пятое место. Они создали скульптуру «Через тернии — к звездам».

После церемонии награждения директор «Лукоморья» Александр Смокотин поделился планами на будущее:

— Мы хотим в ближайшее время выйти на новый уровень и принять у себя чемпионат мира по резьбе из дерева, а в качестве судей мы пригласили людей с конкурсов разных стран. Конечно, для этого придется развивать и сам санаторий, расширяться. Это непросто, но мы постараемся.

Задав высокую планку, фестиваль деревянных скульптур «Лукоморье» стал яркой достопримечательностью Иркутской области.

Но главное, что приехать и насладиться работами скульпторов всех пяти лет конкурса можно в любой день.

Загрузка...