Дуэль силовиков

Фактически дуэлью силовых структур можно назвать экспозиции ретроавтомобилей, представленные иркутскими полицейскими и пожарными на ежегодном Байкалмоторшоу.

Правда, это лишь один из сюжетов автофестиваля, прошедшего в выходные в Иркутске на стадионе «Труд». 

Вообще, проведенное уже в 11-й раз Байкалмоторшоу — настоящее раздолье для всех неравнодушных к технике, поскольку здесь пищу для собственных автомобильных фантазий мог найти любой. Мощные спорткары, как из фильма «Форсаж». Минивэны, буквально набитые мильтимедийными, навигационными и телеаудиосистемами. Джипы, которым дорог не нужно вообще. А в их ряду — настоящая, по-армейски слишком железная, бронированная разведывательно-дозорная машина, правда, перекроенная местными умельцами во вполне себе комфортабельный вездеход для активного отдыха.

В целом 11 номинаций, на все случаи, скажем так, автомобильного рационализаторства — от «Инженерии» и «Стайлинга» до «Мотоцикла» и «Юного дарования».

Один из главных принципов, которым следуют участники иркутского автошоу, это отрицание того, что серийный автомобиль, неважно чьего производства, является верхом инженерной мысли. Поэтому заочный спор с производителями ведут мастера из народа. Кстати, представляли они нынче значительную территорию — от Читы до Омска.

Среди «канареек»

Пройдя через турникет стадиона, автор этих строк почти сразу натолкнулся на жезл милиционера, преградившего путь. И ведь что-то непривычное, но знакомое было в облике этого стража правопорядка. Конечно, форма — синий китель, по типу армейского, воротник-стоечка... Да это постовой из «глебжегловского» послевоенного времени!

Именно так, в старой милицейской форме, иркутская полиция представляла свою экспозицию — линейку служебных автомобилей разных времен, которые участвовали в номинации «Ретрокар».

Подбирать экземпляры для своего автомузея в Иркутском УВД начали недавно — чуть более года назад, и со времен не столь отдаленных. Первым восстановленным автомобилем стали «Жигули» ВАЗ-2101, на который советская милиция начала пересаживаться в 70-е годы прошлого века. Как раз в те годы в стране стали появляться любители слишком быстрой езды, и на старых «Москвичах» за ними было уже не угнаться.

Однако, несмотря на то, что эпоха та ушла вглубь веков не слишком далеко, найти более-менее целый экземпляр даже обычной, не служебной, «копейки», по словам полицейских, оказалось не так-то просто: что не извели годы эксплуатации — добила нынешняя программа утилизации.

Но подходящую машину все же подыскали, восстановили собственными силами, покрасили в знаменитые канареечные желто-синие тона и установили на постаменте у здания городского УВД на улице Декабрьских Событий. Откуда она, естественно, своим ходом и приехала на Байкалмоторшоу.

Но на одной «копейке» полицейские не остановились — они решили воссоздать всю ретроспективу служебных автомобилей, поэтому на стадионе «Труд» их экспозиция оказалась весьма многочисленной: 6 автомобилей и 2 мотоцикла.

Самые заслуженные из них — «Москвич-400» и «Победа» с огромными громкоговорителями на крышах и в принятой тогда синей с красной полосой окраске. Конечно, в 1950-е годы таких машин в Иркутске было немного, но именно на таких авто сотрудники Иркутского ОРУД — отдела регулирования дорожного движения — несли службу на городских перекрестках, пока там не стали устанавливать светофоры.

Надо сказать, что у ретроавтомобилей иркутской полиции еще не везде закончены реставрационные работы по салону, но все они на ходу. В этом убедились не только посетители автофестиваля, но и иркутяне, пришедшие на празднование Дня города, где милицейская ретроавтоколонна также показала себя.

Вдоволь только краски

А на другом конце стадиона расположилась такая же многочисленная, как и у полицейских, пожарная команда. Сразу стоит сказать, что у иркутских пожарных опыта в восстановлении своих служебных автомобилей побольше, ведь первые экземпляры в их ретроколлекции появились еще в конце прошлого века. А автор этих строк в начале 2000-х катался на уникальной пожарке на шасси «полуторки» ГАЗ-АА. Тогда мы устроили небольшой автопробег до Ангарска, прошедший, к слову, на приличной для раритета скорости в 50 км/ч и без каких-либо технических проблем.

Две основные жемчужины в экспозиции эмчеэсовцев — это названная уже автоцистерна на шасси «полуторки» 1934 года выпуска и пожарная машина на базе трехтонного грузовика ЗИС-5, которая в послевоенное время служила в пожарной охране Нижнеудинска.

Одним из инициаторов восстановления и сохранения пожарных автораритетов еще в середине 90-х годов стал тогдашний начальник УГПС УВД Иркутской области полковник Геннадий Файзрахманов. Сегодняшние руководители регионального управления МЧС традицию продолжили. И музейная автолинейка значительно пополнилась — автолестницами и автоцистернами на базе послевоенных грузовиков-трудяг ЗИС-150, ЗИЛ-157, ГАЗ-53.

Сколько-нибудь сохранившиеся экземпляры пожарные искали по всей области. Находили в разном состоянии, восстанавливали. Так постепенно и создавалась коллекция. А о технологии реализации этих реставрационных проектов, в которых очень важным считается сохранение максимальной аутентичности экземпляра, судьям Байкалмоторшоу рассказал один из сотрудников МЧС, представлявший ретромашины.

— Нам начальство ставит задачу: восстановить такой-то старинный автомобиль. А средств-то особых на это нет, только красной краски вдоволь. Ну, многие из нас — деревенские — проехались по области, по родне. Глядишь, где в деревнях за околицей и гниет какой брошенный советский грузовик… Так и находим родные запчасти.

Подобной была и история второго рождения той знаменитой пожарной «полуторки» — самого старого авто в экспозиции. Сам пожарный ГАЗ-АА нашли полуразобранным и более годившимся в утиль в 1990-е годы в одном из дворов в Нижнеудинске. Ясно, что каких-либо запчастей к нему уже не существовало. Но помог случай: в иркутской автоколонне № 1 загорелся установленный на постамент бортовой ГАЗ-АА. Грузовик спасти не удалось, но то, что от него осталось, стало необходимыми донорскими органами, позволившими пожарной машине ожить.

Родом из Чикаго

Но, несмотря на своеобразный и достаточно аргументированный спор ретрособраний иркутской полиции и регионального МЧС, в номинации «Ретрокар» на Байкалмоторшоу-2015 победил автомобиль еще более почтенного возраста. Честно говоря, члены жюри еще до начала конкурса предполагали, что «Форд» модели А, 87 лет от роду, станет фаворитом категории. Так и случилось. Но не только благодаря его возрасту.

Автомобиль 1928 года выпуска, привезенный из Чикаго в прошлом году, был идеально восстановлен в одном из тюнинговых ателье Иркутска. Как отметили дотошные судьи, это эталонное восстановление автомобиля.

— Интересно было участвовать в осмотре автомобиля коллегией, когда судьи один за другим пытались найти, за что можно было бы снизить баллы, и в конце концов признавали, что здесь все соответствует понятию «реставрация», — поделился впечатлением руководитель судейской бригады номинации «Ретрокар» Александр Баракин.

Впечатление от «Форда» усиливала его группа поддержки, стилизованная под гангстерские 1930-е годы: чернокожий парень с автоматом Томпсона и девчонки из варьете с маузерами.

В итоге вторая серийная модель Генри Форда оттеснила пожарную автоцистерну на шасси ГАЗ-АА на второе место. Кстати, наша «полуторка» тоже детище Форда, потом, правда, неоднократно модернизированное. В начале 1930-х советское правительство купило у американцев лицензию на производство грузовика «Форд» модели АА…

Ну а у команды милицейских автомобилей пока только четвертое место. Его заняла «Победа» ГАЗ М-20.

Загрузка...