Другие пути

Об авторских фотопроектах рассказала победитель 1-го Международного конкурса фотожурналистики имени Андрея Стенина иркутянка Елена Аносова 

Все творческие проекты связаны с тем, чего ты хочешь сам, что волнует именно тебя, — таков рецепт успеха и жизненный принцип документального фотографа Елены Аносовой. Ее работы известны за пределами нашей страны, сибирские реалии, выхваченные незамыленным глазом через объектив, поражают даже искушенных знатоков искусства. В числе долгосрочных проектов девушки — «Сагаан саг», о нетуристической стороне острова Ольхон, и «Отоо» — о человеке, ставшем автору близким, родным. В этом году вышла книга Елены «Отделение», в которой собраны снимки женщин, отбывающих наказание в сибирских колониях.

Способ самовыражения 

Сегодня фотография стала неотъемлемой частью нашей жизни: запечатлеть друзей, родных, свою улицу теперь можно на любой телефон. Одновременно с этим хорошие снимки высоко ценятся, этим можно зарабатывать на жизнь. Для Елены Аносовой фотография — один из способов передать свои мысли, чувства, донести их до окружающих доступным и ярким способом.

— Фотоаппараты у меня разные — пленочные, цифровые. А еще пользуюсь… табуреткой, — перечислила Елена Аносова. — Иногда мне не хватает роста, и я беру с собой стремянку или табурет, с которым могу идти и 10 километров по морозу, чтобы сделать хороший кадр.

Одной из любимых тем Лены является Сибирь. Привычное для нас может показаться удивительным для жителей других регионов и для иностранцев. В серии «Сагаан саг» много необычного: яркая детская площадка посреди снежного поля, на берегу застывшего подо льдом Байкала, старая бочка, советская могила...

— Дам совет начинающим фотографам: всегда старайтесь узнать что-то о том, что вы снимаете: если могила — то чья, если человек — то кто он... — порекомендовала Елена. — Может, вам повезет и вы узнаете целую историю. Многие проекты продолжаются не один год, и я каждый раз с Байкала привожу новые кадры.

Один такой человек с историей — Отоо (в переводе означает «дед»), был капитаном на рыб­флоте, в сентябре отпраздновал 80-летие. С Еленой они дружат не первый год, она часто останавливается в его доме, он, по сути, стал дедушкой, которого у нее никогда не было. Портреты, натюрморты из личных вещей, пейзажи зимних красот позволяют автору с помощью фотографий раскрыть образ своего друга. Да так, что после просмотра этой серии кажется, будто ты сам хорошо знаешь этого дедушку.

На самом деле проект «Отоо» посвящен самодостаточной старости, когда человек избегает опеки родственников, живет один, сохраняет свои силы и здоровье.

 — Даже если твои работы ничего глобально не изменят, возможно, что-то получит освещение и сдвинется с мертвой точки, — надеется Елена Аносова.

Именно для этого Елена и пошла в фотографию, поступила в Московскую школу фотографии и мультимедиа имени Родченко, изменила свою жизнь.

За колючей проволокой 

Один из успешных проектов Елены называется «Отделение».

 Чтобы раскрыть тему, девушка выбрала несколько мест закрытого типа: колонию, монастырь и казарму. Первая часть посвящена женщинам, отбывающим срок в колониях. Лена договорилась с тремя учреждениями ФСИН и в течение двух с половиной месяцев каждый день в восемь утра, как на службу, приходила на досмотр, затем могла свободно общаться с заключенными, пила с ними чай, читала книги.

 — Мои знакомые говорили: зачем ты с ними общаешься, это же отбросы общества! — вспомнила фотограф. — Но они такие же, как и все мы, настоящих монстров не так много. Женщины совершают насилие в ответ на насилие либо для самозащиты. 

Серия начинается с тех, кто попал в колонию не так давно, увидев их фотографии, мы не смогли бы определить, что они осуждены. Но чем дальше — тем более заметны следы тюремной жизни: татуировки, огрубевшие, мужеподобные женщины с суровым взглядом.

— Я просила каждую взять в руки предмет, который ей дорог. У одних это комнатное растение, у других — Библия, подарок друга, — показывает Елена несколько снимков. — Но те, кто отбывает не первый срок или давно в неволе, не взяли ничего, потому что их ничто здесь не держит.

Как серое от цвета переходит в серость, предметность — в пустоту, так и заключение меняет людей. Даже после того как наказание заканчивается, жизнь редко входит в привычное русло: людей не берут на работу, тень от преступления падает на их родственников... За серию фотографий «Отделение» Елена получила Гран-при Международного конкурса фотожурналистики имени Андрея Стенина.

С собой в Иркутск Лена привезла книгу, которую сама издала в нескольких экземплярах — для книжных фестивалей, тех, кто помог проекту и для общественных организаций, которые занимаются вопросами помощи и социализации.

— Сделать книгу больших денег не стоит, а с помощью нее можно заявить о себе на разных фестивалях, — объяснила Елена. — Можно снимать на телефон, на пленочную «мыльницу», книгу можно сшить самим, нитками, без типографии... Неважно, чего у вас нет для того, чтобы стать фотографом. Важно, чтобы что-то было в голове, чтобы были темы, которые хочется поднять в своем творчестве. Даже если вы не получите ценных призов, помните, что ваша работа может кого-то вдохновить.

Метки: Жизнь, Иркутск
baikalpress_id:  109 374
Загрузка...