Дождь татарам не помеха

Ненастная погода не помешала провести в Иркутске национальный праздник Сабантуй

В то время как большая часть утомленных солнцем горожан с радостью встретила зарядивший в ночь на субботу долгожданный ливень, организаторам «Торжества плуга» (так «сабантуй» переводится с татарского) было не до веселья. Председателю регионального Татаро-Башкирского культурного центра Рамису Султанову с раннего утра начали названивать разного ранга официальные лица. Вопрос один: «Может, перенесем?» «Ни в коем случае!» — был ответ.

— Сабантуй, как и футбол, должен состояться при любой погоде, — позже уже с улыбкой вспоминал Рамис Равильевич. — Да, культурная программа первого дня получилась несколько скомканной и что-то пришлось перенести на воскресенье. Однако спортивную часть мы провели в полном объеме — все запланированные девять заездов. Лошадям и жокеям на превратившейся в кашу беговой дорожке было очень трудно, но они выкладывались на все сто процентов. На награждении лиц спортсменов из-за грязи не было видно, только глаза. Но эти глаза, поверьте мне, сияли от радости.

Во второй день природа сжалилась над участниками праздника и из-за туч вновь показалось солнце.

— И вот как теперь не поверить в чудо? — вопрошает гость из Казани, народный артист Республики Татарстан певец Айдар Сулейманов. — Ведь вчера на ипподроме под проливным дождем мы принимали участие в бурятском обряде, просили у духов хорошей погоды. Свершилось!

На иркутский Сабантуй из Казани приехала целая творческая делегация — два певца, гармонист и четыре танцора. Выступления гостей прошли просто на ура. Все номера сопровождались импровизированными танцами, в которых принимал участие и стар и млад. Впрочем, с большим воодушевлением и теплотой в этот день встречали всех выходивших на большую сцену. На концертной площадке, установленной на центральной спортивной арене города, стадионе «Труд», на протяжении более четырех часов пели и плясали не только хозяева торжества — татары и башкиры, но и русские, белорусы, буряты, узбеки, азербайджанцы, киргизы. Получается, что, назвав на церемонии открытия Сабантуй настоящим праздником дружбы народов, губернатор Иркутской области Сергей Левченко попал в самую точку.

— За 25 лет существования нашего коллектива мы ни одного Сабантуя не пропустили, — рассказывает Мунира Зайнагабдинова, бессменный руководитель черемховского татаро-башкирского центра «Туган тел» («Родной язык»). — А три раза даже сами проводили этот праздник — на берегу реки Белой. Для нас это возможность показать товар лицом — то, что зимой наработали. Мы стараемся сохранять аутентичность в наших номерах: если песня башкирская, то она и звучать должна на языке оригинала, и одежда должна быть башкирская, и движения в танце...

Центры, подобные нашему, это не просто возможность заполнить досуг местным жителям, на них сейчас в глубинке, по сути, и держатся национальная культура, язык.

 В свое время мы открыли у нас детское отделение «Ляйсан» — «Летний дождь», это наше будущее, мелкота, которая с трех лет буквально растет на сцене. Песни и пляски позволяют им не только духовно развиваться, но и впоследствии уверенно чувствовать себя в жизни. Среди наших воспитанников есть уже один кандидат технических наук — недавно в Москве защитился; есть девчонки с двумя высшими образованиями...

Сегодня мы впервые представили на Сабантуе свой новый проект — ансамбль «Шадринка». Здесь своя история. Есть в Черемхово поселок с таким названием. В начале 30-х годов прошлого столетия здесь располагался Сиблаг. Только из Татарстана и Башкортостана сюда привезли целых два эшелона репрессированных. По воспоминаниям старожилов, там были и украинский, и белорусский бараки, и смешанные (их называли «фаршированные»). Несмотря на тяжелые условия, жили все очень дружно. Мы собрали в один коллектив потомков тех, кто жил в этих бараках: такой ветеранский разномастный ансамбль получился. Поем и русские, и белорусские, и башкирские, и татарские песни.

А еще мы очень дружно живем с коллективами из Осинского, Боханского, Чунского, Заларинского, Усольского и других районов Иркутской области.

Ездим друг к другу в гости, организуем совместные проекты. Вот и на этом празднике уже договорились, что вместе с усольчанами едем через две недели на Сабантуй в Улан-Удэ. А что нам, татарам, — собрался и пошел...

Пока на главной сцене шел концерт, на ковре, уложенном в углу футбольного поля, шли соревнования по национальной борьбе тюркских народов — куреш (на поясах). Любой желающий мог здесь попытать счастья. На первом этапе состязания шли в восьми весовых категориях — от 60 до больше чем 100 килограммов. В числе призеров оказались и узбеки, и таджики, и русские, и татары. Побед же больше всего (ровно половина) оказалось на счету представителей киргизской диаспоры.

В то время как борцы выясняли отношения, главный приз самой престижной абсолютной категории — баран — дожидался своей участи привязанным к штанге футбольных ворот. Какое-то время он развлекал детвору прыжками и блеянием, а потом, почувствовав, что веревка дала слабину, решился на побег. Увы, силы оказались неравны — беглеца быстро поймали, скрутили, а потом связали. Оставшееся до окончания турнира время он провел лежа на травке. Ну а дальше животному, можно сказать, неслыханно повезло: его новый хозяин, самбист-супертяж из Усолья-Сибирского Антон Рыбицкий, пообещал не пускать трофей сразу на шашлык.

Баран будет жить в усадьбе чемпиона на правах домашнего питомца.

Загрузка...